0
10508
Газета Non-fiction Интернет-версия

28.04.2016 00:01:00

Шрифтовая культура книг

Тэги: искусство, книга, культура, монография


книга
Дмитрий Фомин.
Искусство книги в контексте
культуры 1920-х годов.
– М.: Пашков дом, 2015.
– 800 с.

Монографическое исследование искусствоведа, ведущего научного сотрудника Российской государственной библиотеки Дмитрия Фомина посвящено эпохе 1920-х годов. 

Публикации об отдельных художниках, издательствах и книжных памятниках тех лет выходят с завидной периодичностью, что не скажешь об исследованиях обобщающего плана. Эти пробелы и заполняет работа Фомина, в отдельных главах (всего их в издании девять) рассказывая о «книге в культурной мифологии», «центрах обучения художников книги в России и Германии», «шрифтовой культуре». 

Искусство книги в изложении автора «…не просто совокупность отдельных произведений, но сложная система взаимодействующих факторов, а не поддающийся точному определению дух времени играет в этой системе не менее важную роль, чем собственно работа художника». 

Фомин много внимания уделяет взаимоотношению книжного дизайна с живописью и архитектурой, театром и кино, цирком и рекламой. Именно этот плодотворный диалог позволил оформителям 1920-х годов пересмотреть привычные методы работы. Разные формы сотрудничества писателей, художников и типографов, их эксцентричные попытки придать печатному тексту совершенно непривычный облик были в то время в порядке вещей. «Вооружившись клеем и ножницами, художник получал неограниченную власть над исходным материалом. Он мог комбинировать фрагменты в самом причудливом сочетании, высекать из их столкновения новый смысл, выстраивать из снимков шокирующие гиперболы, порой возникала даже иллюзия движения персонажей…»

Не обходит стороной автор и анализ теоретического построения, связанный с искусством книги, а суждения отечественных теоретиков сопоставляются с высказываниями их западных коллег. Задавался ли кто вопросом, как были популярны манифесты новых типографов и трактаты традиционалистов, полемические выступления ведущих художников и искусствоведов, дискуссии о графическом облике детской книги и о том, нужно ли иллюстрировать книги для взрослых? 

книга
1920-е годы были новаторским временем для всех видов искусства,
в том числе и книжного.
Иллюстрации из книги

Обращаясь к наследию архаистов и новаторов, хранителей и ниспровергателей классической традиции, Фомин приводит аргументы обеих сторон, но при этом выявляет сильные и слабые стороны каждой оформительской доктрины, находит неожиданные точки соприкосновения, казалось бы, взаимоисключающих подходов. Ведь в конечном счете именно плодотворное взаимодействие разных (очень часто откровенно враждебных) творческих концепций определило характер искусства книги тех лет. Если, к примеру, авангардистам удалось самым радикальным образом обновить пластический язык книжной иллюстрации, то, скажем, в области проектирования шрифта традиционалисты занимали более прочные позиции. 

В книге воспроизводится более тысячи иллюстраций и, кажется, охвачены все направления искусства 1920-х; это  хрестоматийные работы Лисицкого, Родченко,  Фаворского, Кравченко,  Лебедева,  Чехонина,  Мазереля, Барлаха, Кирхнера, Гросса, Пикассо, Матисса и произведения, почти неизвестные сегодняшнему читателю, но весьма характерные для своего времени. Помимо обложек изданий 1920-х и графических комментариев к литературным текстам воспроизводятся также портреты художников, писателей, издателей; плакаты, призывающие «нести книгу в каждую хату», экслибрисы, издательские марки, рекламные постеры, карикатуры, станковые рисунки и гравюры, афиши фильмов и спектаклей, архитектурные проекты, образцы шрифтов. Эти изобразительные материалы позволяют провести четкую параллель между книжным дизайном и другими сферами культуры, давая представление о многообразии стилистического поиска революционной эпохи, о личном вкладе каждого мастера в книжно-оформительское искусство.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1934
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4586
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2491
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2861

Другие новости