1
5421
Газета Non-fiction Печатная версия

22.02.2018 00:01:00

Принц Лимон

Сегодня Эдуарду Лимонову исполняется 75 лет

Андрей Краснящих.

Об авторе: Андрей Петрович Краснящих – литературовед, финалист премии «Нонконформизм-2013» и «Нонконформизм-2015».

Тэги: эдуард лимонов, николай гоголь, генри миллер, политика, поэзия, франция, париж, тюрьма


Мир Лимонова – абсолютное одиночество среди мертвых предметов...	Фото Бориса Бабанова (НГ-фото)
Мир Лимонова – абсолютное одиночество среди мертвых предметов... Фото Бориса Бабанова (НГ-фото)

Не так много писателей обладает своим фирменным стилем. У Лимонова он есть. Нам кажется, чем язык барочнее, ветвистее, тем больше стиля. Лимонов идет другим путем. Его стиль, как шинель, прост и функционален, даже по-солдатски груб. Дело не в крепких выражениях (у кого их нет, к тому же при желании их можно считать украшением). Дело в самой ткани безыскусной: безыскусственной, шероховатой, живой. Например, для нас повторы речевые – сор, застрявший в строчках, который необходимо отслеживать и вычищать. Для Лимонова повторы, создающие эффект небрежности письма, принципиальны. Это все делается для того, чтобы язык, его изыски не мешали воспринимать то, о чем он говорит, сам жизненный материал, как живое, как правду.

Особенно хорошо безыскусность (вернее, антиискусственность), вся неприглаженность видны в стихах, где традиционно на первом месте должны быть новая рифма, узор, яркие неожиданные образы.

Понедельник полный, 

от весны весь белый

Вычистил я шляпу, 

расстелил пальто

Снег ещё повсюду, но уже 

не целый

Оловянной кружке весело 

блистать


К щёкам подливаю сок 

одеколонный

Разотру по шее, подмочу 

виски

Как я ещё молод, кожа-то 

какая

Загорю под солнцем – 

южное дитя


Брюки-то погладил, 

пошёл улыбнулся

Вызвал всех любимых 

в памяти своей

Вот бы увидали, пока 

не согнулся

Вот бы увидали до скончанья

дней

Пальто, шинель постоянно фигурируют в текстах Лимонова и тесно связаны с образом его героя. Безусловно, это один из главных символов. «Шинель (прославленная в литературе Гоголем), надевавшаяся в холодные сезоны поверх вышеперечисленных одежд, ох, шинель достойна отдельной песни в «Одиссее». Крылья, полы, борта – все было великолепно в шинели. Она сочетала в себе достоинства татарской войлочной юрты со свирепым великолепием японских ватных доспехов. ‹…› традиции русской армии со времен суворовских походов, завоевания Кавказа и Азии чтили более всего шинель солдатскую из серого грубого, волосатого сукна, в сущности, почти войлока. Солдатская шинель, суровая и простая, служила солдату, если нужно, постелью («На одну полу ложится солдат, другой прикрывается»,– говорил Вениамин), на ней хорошо гляделся Георгиевский крест, в шинель солдат буйно исходил кровью после сражения, и в ней же, за неимением на месте гробов и досок, клали солдата в могилу… Прошлой зимой привезли автору нелегально из Союза Советских в чемодане две шинели. Одна, полковничья, громадная, с подкладкой, голубая, современная, шинель невоенной эпохи, ему исключительно не понравилась. Он развернул вторую, и, о чудо, от нее крепко повеяло отцом, штабом дивизии, солдатиками, сапогами. Домом на Красноармейской, камрады, повеяло от серой, волосатой, порядком изношенной неизвестным солдатиком брони. И что там Марсель Пруст с его печеньем… Автор надел шинель с погонами «СА» и ходит в ней по Парижу, счастливый» («У нас была великая эпоха»).

Но все-таки лимоновский герой в шинели не суровый и не солдат. Для солдата шинель – нудная одежда. Герой Лимонова – денди. Отсюда и повышенное внимание к форме, одежде (все это хорошо укладывается в портняжный миф о Лимонове: пошитые им штаны до сих пор носят в Харькове и в Москве множество людей – не меньше, наверное, чем помогало нести бревно на субботнике Ленину), стилю. И Лимонов соответственно писатель-денди: элегантная небрежность, «заметная незаметность», естественность. Идейная нагрузка, антибуржуазный пафос у Лимонова те же, что у денди XIX века, вплоть до культа личности.

Дендизм, безусловно, романтичен. Кредо лимоновского героя из самой романтической лимоновской вещи «Дневника неудачника, или Секретной тетради»: «Купите мне белые одежды! Дайте мне в руки огонь! Обрежьте мне воротник. Отправьте меня на гильотину. Я хочу умереть молодым. Прекратите мою жизнь насильственно, пустите мне кровь, убейте меня, замучайте, изрубите меня на куски! Не может быть Лимонова старого! Сделайте это в ближайшие годы. Лучше в апреле-мае!»

Но лимоновский герой пережил самого себя. Теперь это сильно постаревший и, увы, сильно обуржуазившийся романтик. Он всего достиг, доволен собой, занят самолюбованием. И последние книги Лимонова, даже тюремные, по духу  – «Дневник удачника».

Что же касается другого лимоновского символа, лейтмотива крови,  то с первых книг «Это я – Эдичка» и «Дневник неудачника» кровь у Лимонова тоже явление чисто эстетическое, визуальное. Она не связана с болью (разве что если боль приятна); ничего не говорится, какова она на вкус; мы не знаем, как она пахнет, липкая или нет. Кровь  для того, чтобы любоваться.

Поэтому она никогда не пачкает, только окрашивает. И то, что она окрашивает, как правило, бесцветно или белого цвета: «Чтоб кровь окрасила прибрежную мелкую воду», «Кровь на бинтах отвалившегося в траву солдата», «‹…› и кровь проступает сквозь одеяло», «‹…› белые еще по тому времени головки бутылок. Кровь из разрезанной руки приятеля ‹…›», ну и снова хрестоматийное: «Купите мне белые одежды!  ‹…› Я хочу умереть молодым. Прекратите мою жизнь насильственно, пустите мне кровь ‹…›».

Красное, кровь для лимоновского героя значит «живое»; бесцветное, белое – «мертвое»: «И брызнула бы густая кровь. И быстро закапала бы и оживила скатерть. Было бы красиво – красное на белом», «‹…› я, тёплый, влажный и маленький ‹…› кровоточащий комочек», «‹…› и есть настоящее ощущение жизни, которая не более чем биение крови ‹…›», «Только чувство жизни вызывает это во мне, только желание участвовать в кровавости мира, только желание играть в опасные игры».

Лимоновского героя часто сравнивают с рассказчиком у Генри Миллера, однако миллеровский пускает кровь дряхлому миру, а лимоновский получил мир уже мертвым и обескровленным, и поэтому все, что может, подкрасить труп и так его хоть как-то подживить.

Главная тема этих книг Лимонова – абсолютное одиночество среди мертвых предметов. Биение жизни лимоновский герой чувствует лишь в себе самом, остальным  вещам, людям, краскам – не верит. Поэтому единственная краска, которая у него есть, его собственная кровь, прочие гуморы и жидкости своего тела воспринимаются им через нее же: «Писайте кровью. (И не расставайтесь с ножом!)».

Понятно, что по всем законам предмет, на который попадает кровь героя, теперь принадлежит ему и является как бы его частью. Таким вот образом идет постепенное присвоение мира: место, где пролилась кровь лимоновского героя, оживает и получает право на существование.

Этот процесс кровопускания себе легко спутать с мазохизмом или самопожертвованием, чего абсолютно нет у Лимонова. А есть наоборот: «‹…› стрелять из окон, пытать жертв, грабить дворцы, идти с пылающей кровью и налитым кровью х… по жизни. Неистово!», «Я мечтаю о диком восстании, я ношу разино-пугачёвского типа восстание в сердце ‹…›. А вдруг миллион заработаю - оружия на эти деньги куплю и подниму в какой-либо стране восстание».

И последнее: лимоновский герой, конечно, допускает, что кровь течет не только в его жилах, но «Бывает жалкая и грязная кровь, и бывает кровь кровавая, чистая – один сироп»...

В совершенно пустом саду

собирается кто-то есть,

собирается кушать старик

из бумажки какое-то 

кушанье


Половина его жива,

(старика половина жива)

а другая совсем мертва

и старик приступает есть


Он засовывает в полость рта

перемалывает десной

что-то вроде бы творога

нечто будто бы творожок

Это из самого раннего, хотя о позднем.   


Харьков (Украина)



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(1)


яргенс прагматик 11:17 22.02.2018

Хорошо или ничего говорят о мёртвых.Эдичка Лимонов творчески мёртв.Именно об этом говорит панегирик в его адрес литературоведа Краснящих.Лимонов об этом тоже осведомлён.Но с седла якобы литератора слазить так не хочется,что нежелание выливается в откровенный маразм,причём не старческий,а юродивый.О таких пишут : лучше бы жевал,чем говорил.Эпатажное НИЧТО.



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Социальную необходимость мигрантов будут проверять

Социальную необходимость мигрантов будут проверять

Екатерина Трифонова

Верховный суд РФ выдал ориентир для решений о выдворении иностранцев

0
1181
В КНР протесты против кремации вылились в протесты против Компартии

В КНР протесты против кремации вылились в протесты против Компартии

Владимир Скосырев

Стремление властей отучить жителей страны от обычая хоронить в земле приводит к волнениям с политическим оттенком

0
1429
Президент России обеспокоен нестабильностью украинского государства...

Президент России обеспокоен нестабильностью украинского государства...

Иван Родин

Стратегия национальной политики должна принести результаты

0
1214
Смогут ли посланцы Трампа убедить Путина принять их план

Смогут ли посланцы Трампа убедить Путина принять их план

Геополитическая реальность не позволяет рассчитывать на заметные уступки со стороны России. Без иллюзий. Но место чуду есть всегда…

0
2420

Другие новости