0
2420
Газета Non-fiction Печатная версия

29.12.2021 20:09:00

Non-fiction года. Лучше некуда

Жизнеописание создателя Дживса и Вустера

Тэги: биография, вудхаус, дживс и вустер, детство, школа, журналистика, успех, комедия, театр, ходасевич, оптимизм


49-15-14250.jpg
Александр Ливергант. Пэлем
Гренвилл Вудхаус. О пользе
оптимизма.– М.: АСТ: Редакция
Елены Шубиной, 2021. – 352 с.
(Литературные биографии).
Первая биография на русском языке Пэлема Гренвилла Вудхауса (1881–1975) – английского писателя, драматурга, юмориста, автора комического цикла романов и рассказов об аристократе-шалопае Берти Вустере и его камердинере Реджинальде Дживсе. Литературовед, переводчик, главный редактор журнала «Иностранная литература», профессор РГГУ, автор биографий Редьярда Киплинга, Сомерсета Моэма, Оскара Уайльда, Скотта Фицджеральда, Генри Миллера, Грэма Грина, Вирджинии Вулф Александр Ливергант в главах «Детство – лучше некуда», «Через океан», «Мое сердце во Франции» и других прослеживает жизненный и литературный путь своего героя на фоне общественных, политических, литературных, театральных событий эпохи, подмечая и комическое, и трагическое, и трагикомическое… Пэлем (в обиходе – Плам) Вудхаус показан обаятельным, самодостаточным, разносторонне одаренным. Как истинный юморист, он не терпел анекдотов и не любил шутить публично. «На трагические разговоры», заметим, перефразируя Ходасевича, он с юности «научился молчать и шутить». Молчуном, букой его, однако, не назовешь. Вудхаус и в молодости, и в старости легко сходится с людьми, он обаятелен, прост, весел и отзывчив в общении, никогда не обременяет собеседника своим заботами. Сходится легко, но редко – до настоящей близости: он по-английски сдержан, раскрывается крайне неохотно, когда разговор переходит «на личности», старается отшутиться или перевести беседу на другую тему. «Мой дом – моя крепость» – это про Вудхауса. Лишь в самых крайних случаях приглашает он знакомых, собратьев по перу, издателей к себе домой – предпочитает встречаться с ними «на стороне»: в клубе, или в ресторане, или в холле отеля», – пишет Ливергант.

Эпиграфом к книге стало высказывание самого главного героя: «Для автобиографии нужны чудаковатый отец, несчастливое детство и жуткая школа. У меня ничего такого не было. Отец – нормален, как рисовый пудинг, детство – лучше некуда, а школа – шесть лет блаженства». На самом деле все не так легко и гладко, поскольку 93-летняя жизнь не ограничилась прекрасными родителями, детством и школой. Она вместила и скучную банковскую службу, и работу журналистом, и литературный и театральный успех, и немецкий лагерь для перемещенных лиц, и газетную травлю, и посвящение в рыцари, и обеды для приютских кошек и собак… И любовь – с женой Этель Вудхаус прожил до самой своей смерти, более 60 лет. А благодаря любви к крикету Плам стал членом сборной команды писателей и познакомился с Артуром Конан Дойлем. И коронную фразу Шерлока Холмса «Элементарно, Ватсон!» приписывают не Конан Дойлю, а Вудхаусу. Хотя скорее всего именно «приписывают», поскольку в книге Ливерганта ничего об этом нет. Зато доподлинно известно, что Вудхаус – автор фразы «Всякий писатель по природе – оптимист», доказавший ее справедливость своей жизнью. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


"Гоголь-моголь" на фестивале "Видеть музыку"

"Гоголь-моголь" на фестивале "Видеть музыку"

Наталья Кожевникова

Гастроли Театра оперы и балета Республики Коми в Москве с мюзиклом "Мертвые души"

0
505
Как "главнебзаведующий" создал в Московском планетарии театр

Как "главнебзаведующий" создал в Московском планетарии театр

Елизавета Авдошина

Научный директор Фаина Рублева рассказала "НГ" о том, как творческие инициативы советского времени кардинально изменили просветительное учреждение

0
509
Над шутками во лжи

Над шутками во лжи

Владимир Дудин

Опера Верди "Риголетто" пополнила репертуар Нижегородского театра оперы и балета

0
1786
Трагикомедия власти, хаоса и виртуальной реальности в Театре имени Пушкина

Трагикомедия власти, хаоса и виртуальной реальности в Театре имени Пушкина

Дарья Михельсон

Вся грязь земли

0
2660

Другие новости