0
2851
Газета Non-fiction Печатная версия

30.03.2022 20:30:00

Три карты, три карты, три карты…

Подводные камни русского зарубежья

Тэги: история, эмиграция, гражданская война, ключевский, керенский, врангель, колчак, антанта, цветаева, ходасевич, коллаборанты, германия, сша, политика, война, инакомыслие


Три волны русской эмиграции можно сравнить с тремя картами знаменитой «Пиковой дамы». При умелом их использовании, то есть грамотном понимании наследия изгнанников, они открывают свое богатство. В противном случае они, конечно же, никого не доведут до безумия, как пушкинского Германна, но неприятностей доставят. Ведь еще историк Василий Ключевский говорил: «История не учительница, а надзирательница magistra vitae (наставница жизни. – А.М.): она ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков».

В принципе, продолжая литературные метафоры, про первую волну можно сказать, что она, как гоголевская унтер-офицерская вдова, сама себя высекла. Значительная ее часть еще во время Гражданской войны выступала против белых армий и провозглашенных их командующими правительств. В те годы свергнутый большевиками последний глава Временного правительства Александр Керенский, больше воевал не с красными, а с Колчаком и Врангелем, требуя от стран Антанты прекратить помощь этим «реакционерам». По окончании русской смуты в близком премьеру эсеровском журнале «Воля России» (знаменитом тем, что в нем впервые были напечатаны многие вещи Цветаевой и Ходасевича) неоднократно публиковались очерки о преступлениях, совершенных белыми. Некоторые из них могли бы украсить собой страницы советской периодики. К сожалению, в них было много правды.

Но было бы еще большей ошибкой идеализировать вторую волну. Все-таки значительную ее часть составляли коллаборанты, сотрудничавшие с гитлеровской Германией. В том числе совершая тяжелые преступления. Можно вспомнить начальника «русского гестапо» Пскова Бориса Филистинского, ставшего в Соединенных Штатах писателем и историком литературы, профессором Американского университета (Вашингтон) Борисом Филипповым. Или прозаика Владимира Соколова, превратившегося в США в Самарина, преподавателя Йельского университета. До своего переезда он стал автором многочисленных статей и нескольких брошюр антисемитского характера. В эмиграции переписывался с Борисом Зайцевым и Марком Алдановым, не знавшими о его былых деяниях. Алданов, как это явствует из его неопубликованной переписки (в частности, с тем же Керенским), вообще искренне считал, что среди второй волны военных преступников незначительное меньшинство.

Третья волна во многом переняла системные пороки первой с ее партийным взглядом на явление. Вспомним общественно-литературные войны между журналами Андрея Синявского «Синтаксис», объединившего неозападников, и Владимира Максимова «Континент», в котором печатались неопочвенники. Хуже всего в данной ситуации, что подобный подход в значительной степени сохранялся со стороны эмиграции и в отношении диссидентов, оставшихся в Советском Союзе и постоянно подвергавшихся риску преследования. Вспомним критику западника-эмигранта Александра Янова в адрес почвенника Геннадия Шиманова или работу Людмилы Алексеевой «История инакомыслия в СССР» (1984), в которой православным несогласным отведено 15 страниц, русским националистам – 14. В то время как прошлое Хельсинкской группы воссоздано на 195 страницах, а украинских националистов – на 29. Также важно учитывать, что, оказывая финансовое содействие, Запад, естественно, отдавал предпочтение близким ему политическим течениям диаспоры. Как следствие, возникло неравенство в реализации возможностей для разных политических групп среди изгнанников.

Удастся ли не повторить этих ошибок?

И как понять, какая из трех волн тройка, какая семерка, а какая туз – или все-таки дама?


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Американцы признают, что проигрывают лунную гонку Китаю

Американцы признают, что проигрывают лунную гонку Китаю

Михаил Сергеев

Планы США по высадке астронавтов на спутник Земли не имеют смысла, заявляет экс-директор NASA

0
2837
Бюджет Пентагона рассчитан на сдерживание России и КНР

Бюджет Пентагона рассчитан на сдерживание России и КНР

Владимир Скосырев

Геннадий Петров

Оборонное ведомство планирует ограничивать Пекин с помощью союзников Соединенных Штатов

0
1968
Белый дом начал использовать нефть как оружие против Мадуро

Белый дом начал использовать нефть как оружие против Мадуро

Надежда Мельникова

Соединенные Штаты перешли от борьбы с венесуэльским наркотрафиком к захватам танкеров

0
2270
Роль ТНК в мировой политике преувеличена

Роль ТНК в мировой политике преувеличена

Алексей Фененко

Логика геополитического соперничества оказывается выше логики экономической выгоды

0
1642