0
6273
Газета Non-fiction Печатная версия

05.07.2023 20:30:00

Клошарам тут не место

Цветаева и Тэффи в портретах декадента Николая Миллиоти

Тэги: история, живопись, серебряный век


23-15-12250.jpg
Николай Миллиоти.
Возвращение. – М.:
Театралис, 2023. – 184 с.
Когда после многолетнего железного занавеса театр МХАТ приехал в Париж на гастроли, то охрана вечно отгоняла от входа в здание, где шли спектакли, старика в рваном пальто, заколотом английской булавкой. «Поймите, я русский художник, – говорил он. – Я многих из приехавших знал до революции». Но охрана была непреклонна – клошарам тут не место.

Клошаром был Николай Дмитриевич Миллиоти (1874–1962), блистательный мастер Серебряного века, один из лучших портретистов Европы. Необыкновенно красивый человек, он очень любил женщин, любил жизнь и эту любовь яростно, мощно выплескивал на свои холсты.

Его имя до недавнего времени было связано со знаменитым объединением «Голубая роза», с именами Сарьяна, Сапунова, Павла Кузнецова и, конечно, Борисова-Мусатова. Их дымчатые, словно запечатлевшие иной мир картины стали одними из главных символов декаданса, Серебряного века. И Миллиоти щедро дарил зрителям свои огненные работы.

Он вырос в богатейшей семье, имел огромный успех и в России, и за границей. Во время Первой мировой воевал, поражая товарищей своей храбростью. Его выбрал своим адъютантом легендарный генерал Радко Дмитриев, впоследствии расстрелянный большевиками.

Потом была эмиграция, бесчисленные портреты, в том числе европейской элиты, и такая же размашистая, широкая жизнь. Свой путь он закончил в полной нищете, пожар в мастерской на площади Сорбонны уничтожил большинство его работ.

Однако пропало не все. Уцелел ряд картин и тетради с дневниками, которые он вел много лет, оставляя на страницах бесчисленное множество зарисовок.

Одна из женщин, помогавших ему в последние годы, родственница знаменитой подруги поэта Некрасова Панаевой, узнав, что в СССР остался сын Миллиоти, решила переправить уцелевшие работы и дневники ему. Надо отдать должное ее удивительной порядочности – она могла бы спокойно все распродать, но выбрала иной путь. Так наследие мастера в начале 1960-х оказалось у Юрия Миллиоти, а затем у его дочери, одной из ведущих актрис театра «Современник» Елены Юрьевны Миллиоти.

В начале 1980-х на сцене «Современника» вместе с Еленой Юрьевной и ее мужем Геннадием Фроловым играл молодой актер Игорь Калядин. Затем он оставил театр и стал режиссером документальных фильмов. По каналу «Культура» часто идут его работы, недавно прошли картины о Ролане Быкове и авторе легендарного «Комиссара» Александре Аскольдове. До этого был еще ряд работ, в том числе и фильм «Неизвестный Миллиоти».

Игорь – человек фантастической, какой-то дягилевской энергии. Будучи занят сразу несколькими картинами, он сумел во время пандемии организовать первую почти за век в России выставку Николая Миллиоти на Таганке, в Доме русского зарубежья, затем в Саратове, в музее участника «Голубой розы» Павла Кузнецова.

И вот сегодня мы имеем возможность взять в руки альбом «Николай Миллиоти. Возвращение», вышедший в издательстве «Театралис» благодаря неостановимой деятельности Игоря Калядина. На прекрасной бумаге в обрамлении множества иллюстраций представлена статья самого Калядина, работы наших известных искусствоведов Юлии Солонович и Галины Чурак, а также воспоминания Елены Юрьевны Миллиоти о своей поездке в Париж и встрече со сводным братом Дмитрием. И нельзя не сказать, что усилиями Елены Юрьевны на могиле деда на знаменитом погосте Сен-Женевьев-де-Буа был поставлен памятник.

Это действительно возвращение, полноправный приход в нашу культуру художника большого таланта и темперамента. Здесь и портреты Цветаевой, и Надежды Тэффи, и Андре Моруа, и прекрасные пейзажи, и словно запечатлевшие вихрь картины скачек. И, конечно, огромной заслугой составителей альбома стало включение множества рисунков Миллиоти, которыми он сопровождал свои записи. Ряд музеев России, а также наших и зарубежных коллекционеров предоставили свои работы для этого издания.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Зачарованная страна Аркадия Гайдара

Зачарованная страна Аркадия Гайдара

Юрий Юдин

Идиллия и любовь в повести «Военная тайна»

0
2245
Православный зритель – широкий зритель

Православный зритель – широкий зритель

Ольга Рычкова

Русский духовный театр «Глас» глазами его основателей Татьяны Белевич и Никиты Астахова

0
3483
Тайвань избавляется от своего "культа личности"

Тайвань избавляется от своего "культа личности"

Владимир Скосырев

Около 800 статуй генералиссимуса Чан Кайши будут снесены

0
2047
Материаловедение Павла Флоренского

Материаловедение Павла Флоренского

Владислав Дмитриев

Как рождалась одна из важнейших отраслей современной науки

0
4493

Другие новости