0
7798
Газета Non-fiction Печатная версия

06.09.2023 20:30:00

Славянский шкаф по-прежнему в цене

Виктория Пешкова пишет о сетях разведки и шпионажа в советском и российском кино

Тэги: история, шпионы, разведка, искусство, кино, ликвидация


история, шпионы, разведка, искусство, кино, «ликвидация» Сборник представляет собой подробный разбор лучших советских лент о разведчиках. Кадр из сериала «Ликвидация». 2007

Легко представить, с каким интересом приступала Виктория Пешкова к работе над этой книгой. Ведь предстояло в очередной раз посмотреть немало хороших фильмов. Не просто хороших – классику отечественного приключенческого кино. Тут ничего не нужно освещать в памяти, такие фильмы смотришь для души. Пускай преступник давным-давно тебе известен, прекрасно помнишь, когда и при каких обстоятельствах наши сыщики скрутят, а то и пристрелят, то бишь ликвидируют шпиона, пароли – назовешь, разбуди тебя среди ночи, и все равно смотришь донельзя знакомую детективную историю разинув рот.

При подготовке подобной работы помимо нечеловеческого трудолюбия и организованности хорошо иметь профильное образование, а если вдобавок оно подкреплено генетическими факторами, такому синтезу цены нет.

Виктория Пешкова родилась в Одессе в семье потомственных военных. Дед по материнской линии штурмовал рейхстаг. Отец – кадровый офицер войсковой разведки, воевал в Афганистане. Сама Виктория окончила механико-математический факультет Одесского государственного университета им. И.И. Мечникова, отделение прикладной математики. Занималась вычислительной техникой. С 1985-го по 1995-й служила в частях радиоразведки Одесского военного округа. Чем она занималась конкретно, сказать пока не можем – военную тайну никто не отменял. Во всяком случае, какие скелеты прячутся в сетях шпионажа, Пешкова знает не понаслышке.

В журналистике она с 1998 года. Специализировалась на проблемах культуры. О книге еще не мечтала. Первая робкая мысль зародилась после интервью с Юрием Соломиным, который рассказывал о съемках «Адъютанта его превосходительства» – вот было бы здорово обо всем этом написать. Прошло лет десять, Пешкова уже сотрудничала с журналом «Историк». Там предложили написать о сериале «Ликвидация» – был ли прототип у Гоцмана.

В штабе Одесского военного округа сохранили мемориальный кабинет маршала Жукова, она его видела, легенды о Георгии Константиновиче знала с детства. Дед видел Жукова на фронте. Статья понравилась, предложили продолжить тему.

Постепенно накопилось много капитальных интервью. Однако кое-что оставалось за кадром. Ведь знала много подробностей. Напрашивалось желание составить и издать сборник. Журналистика подарила встречи со Станиславом Любшиным, Донатасом Банионисом, Львом Дуровым, Владимиром Машковым, так что многое о картинах известно из первых рук.

32-15-12250.jpg
Виктория Пешкова. Ставка
больше, чем фильм. – М.:
Родина, 2022. – 290 с.
(Тайный фронт).
Рассказывая о фильмах, Пешкова делает упор не на авантюрно-приключенческой стороне жанра. Ее интересует аналитика. Рассказать зрителям, какими способами создатели фильмов идут к своей цели, как им удается объяснить природу вредительства, двурушничества. Показать, на какой идеологической почве произрастают корни терроризма. Дать оценку тщательно скрываемой от врагов подоплеке событий. Как говорили в школе, разобраться в идейном содержании произведения.

Сборник Пешковой представляет собой подробный разбор лучших советских лент о разведчиках, начиная с хрестоматийной «Ошибки инженера Кочина» (1939), где свою одну из немногих отрицательных ролей сыграла Любовь Орлова, и кончая «Ликвидацией» (2007), после которой весомых успехов в этом жанре у наших кинематографистов мною не замечено.

Наряду с бойцами невидимого фронта на экране героями книги являются и те, которых не видит зритель. Это многочисленные представители разных специальностей, каждый вносит свою лепту в создание фильма. С ними тоже происходят замысловатые события, порой курьезные, порой не очень. И хорошо, что автор рассказывает о скромных работягах. Находит изюминку в их творчестве, поступках, оценивает их профессионализм на одном уровне с признанными «звездами».

Рассказом про «Ликвидацию» сборник завершается. Автор признает, что в этом сериале встречается «клюква». Причем не только ошибочно. Режиссер Урсуляк умышленно перенес некоторые колоритные детали из одной эпохи в другую. Это позволило передать дух времени, сделать его более насыщенным. Ощутим и дух города, где происходит действие – Одессы, малой родины автора. В этой главе Пешкова, по сути, признается в любви легендарной «жемчужине у моря».

Помимо всего прочего эти кинокартины обогатили интеллигентский фольклор, пословицы и поговорки, крылатые выражения, популярные анекдоты, впитавшие в себя классику и разведки, и кино. Фильм давно кончился, а его персонажи снова приходят к нам, вступают в разговор. Здесь продается славянский шкаф?

Или вот анекдот. Мюллер спрашивает: «Штирлиц, какой ваш любимый фильм?» «Волга-Волга», – чуть было не выпалил Штирлиц. Но вовремя спохватился и сказал: «Баден-Баден».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


"Времена и эпохи" позволят москвичам ощутить себя героями вестерна

"Времена и эпохи" позволят москвичам ощутить себя героями вестерна

Галина Грачева

На время фестиваля "Москинопарк" превратился в исторический музей под открытым небом

0
1647
Хаос внутри тебя и меня

Хаос внутри тебя и меня

Дарья Курдюкова

Винзавод запустил цикл "Гравитация"

0
2820
Три москвички решают в Питере пить

Три москвички решают в Питере пить

Наталия Григорьева

В российском фильме "Бар "МоскваЧики" главные роли сыграли блогер и певица

0
3684
Нижний Новгород: масштаб и простор

Нижний Новгород: масштаб и простор

Олег Мареев

Одно из ключевых ощущений – это фабричный город с великим торговым прошлым

0
2777

Другие новости