0
17173
Газета Вера и люди Печатная версия

19.07.2022 17:33:00

Исход раввина из России

Как в Московской хоральной синагоге появились политические изгнанники

Тэги: иудаизм, россия, синагога, раввинский суд, специальная военная операция рф, раввин пинхас гольдшмидт, ес, венгрия, израиль, позиция, государство, вера, общество


иудаизм, россия, синагога, раввинский суд, специальная военная операция рф, раввин пинхас гольдшмидт, ес, венгрия, израиль, позиция, государство, вера, общество Раввин Пинхас Гольдшмидт отмечает финансовые проблемы еврейских организаций РФ. Фото агентства «Москва»

Московская еврейская религиозная община (МЕРО), деятельность которой сосредоточена в хоральной синагоге, понесла серьезную утрату. Пинхас Гольдшмидт, весной покинувший Россию, больше не занимает должность раввина Москвы и председателя раввинского суда СНГ и стран Балтии. Это тем более странно, что еще в июне собрание правления общины в очередной раз переизбрало его на эти должности. Правда, с тех пор произошли важные события. Накануне дня, когда стало известно о неожиданном «завершении контракта» духовного лидера и столичной еврейской конгрегации, Гольдшмидт шумно попрощался с Россией.

«Сообщаем вам, что контракт раввина Пинхаса Гольдшмидта завершен и он больше не занимает должность главного раввина Москвы, – такое объявление появилось на официальных информационных ресурсах МЕРО 6 июля. – Также обращаем ваше внимание, что раввинский суд продолжает работать в ведении главного раввината Израиля (и признается им)».

В публикации приводится коротенькое обращение Гольдшмидта к прихожанам: «Друзья, моя работа в России в качестве главного раввина Москвы пока завершена. Для меня было большой честью служить в Московской хоральной синагоге и работать во благо еврейской общины России все эти годы. Я желаю вам всем всего самого наилучшего, остаюсь на связи и буду рад оказать помощь и поддержку каждому из вас».

Многие обратили внимание на слово «пока» в прощальной «записке» раввина. Накануне появились утверждения, что настоящая причина отъезда Гольдшмидта из России – несогласие со специальной военной операцией в Украине. Сразу после отъезда в марте раввин утверждал, что отбыл в Израиль, и объяснил это семейными обстоятельствами.

Затем появились уточнения. В начале лета его невестка Авиталь Чижик-Гольдшмидт, как ее представляют, израильская журналистка, в своем Twitter написала, что раввин принял решение об отъезде после того, как они с супругой «подверглись давлению со стороны властей с требованием публично поддержать спецоперацию в Украине». Родственница сообщает, что Гольдшмидт улетел в Венгрию через две недели после начала известных событий. Якобы в этой стране он участвовал в помощи украинским беженцам как волонтер. И уже после этого уехал в Иерусалим.

Сам раввин высказался только 5 июля. В международном еврейском журнале «Мишпаха» появилась статья о 33 годах, проведенных Гольдшмидтом в служении московской общине, а главное – там прозвучали заявления о текущей политической ситуации в России.

Надо сказать, что выбор способа высказаться вызывает некоторое недоумение. «Мишпаха» выходит на английском языке и иврите, для русскоязычного читателя журнал не предназначен, да и тематика издания скорее социальная и семейная, чем политическая.

«Украинские евреи получают огромную помощь – и это правильно, – в частности, сказал автору статьи Гольдшмидт. – Но гораздо более крупная еврейская община России находится в большой беде. Санкции против олигархов, которые поддерживали сеть учреждений, урезали финансирование, что вызывает опасения за будущее общин». «До 24 февраля можно было держаться подальше от политики», – говорит он, но после начала спецоперации «правительство ясно дало понять, что тот, кто не выступит явно «за», должен уйти». Раввин утверждает: он получил «четкий» сигнал о том, что должен определиться с позицией, но не приводит подробностей.

Гольдшмидт отдает должное президенту Владимиру Путину: при нем в стране был подавлен антисемитизм. Отмечает и хорошее отношение российского лидера к Израилю. Однако, по мнению раввина, 90% еврейской общины не согласны с тем, что происходит в Украине. Он рассказал, что сразу после начала военных действий многие видные члены общины уехали за границу.

Раввин уточняет, что причина их отъезда не столько политическая, сколько экономическая. Результат происходящего – «экономический застой и отрезанность от мира – очень неудобен для русских евреев». «И украинскую, и российскую еврейские общины ждет более бедное будущее, – предрекает он. – Нехватка нашей сети учреждений уже сейчас в результате санкций составляет 5 миллионов долларов».

Отметим, что финансовые затруднения случались в общине еще до спецоперации. В июле 2019 года на этой почве произошла размолвка между Пинхасом Гольдшмидтом и Адольфом Шаевичем, главным раввином России по версии Конгресса еврейских религиозных общин и организаций (КЕРООР), религиозного объединения, в которое входит МЕРО. Шаевич адресовал Гольдшмидту письмо (копия есть в редакции), в котором сообщал о том, что «за последние годы практически прекратилось финансирование общины». «Нет средств на общинные программы, коммунальные платежи, заработную плату и т.п., – писал главный раввин. – Долги МЕРО только растут. За сорок лет, которые я служу в синагоге, бывали тяжелые времена, но до столь плачевного состояния община доведена впервые».

Шаевич сообщал, что привлек своих инвесторов, но настаивал на том, что ответственность за дела в общине отныне будет нести только он лично. Вскоре размолвку удалось преодолеть, однако подробностей примирения раввинов не сообщали.

Прихожане синагоги помнят еще неудачу со строительством общинного центра напротив молельного дома. В конце концов столичные власти организовали там ставший популярным у москвичей парк.

К тому времени у Гольдшмидта помимо должностей в московской общине были обязанности на международной арене. В 2011 году он был избран президентом Конференции раввинов Европы (англоязычная аббревиатура CEF). В этом качестве он выступал с критикой различных законодательных инициатив в странах Евросоюза, прежде всего запретов на кошерный забой животных. В июле 2021 года раввин даже предупреждал о возможности исхода евреев из Европы в случае роста антисемитизма. «Разница между тем, что было 100 лет назад, и тем, что происходит сегодня, в том, что евреи всегда могут уйти. Это и есть план Б», – сказал Гольдшмидт.

Прошел год, и автор этих слов действительно совершил исход, впрочем, вовсе не из ЕС. Он остается президентом Конференции раввинов Европы. В рамках организации действует раввинский суд Европы, но Гольдшмидт там не председательствует, а только участвует.

«Подавляющее большинство не захочет жить в новом Советском Союзе, изолированном от мира. Именно туда сейчас движется Россия и ее евреи», – заявил Гольдшмидт журналу «Мишпаха». Напомним, он приехал в Москву в 1989 году, то есть еще при СССР. «Существует вполне реальная угроза того, что все построенное здесь за последние 33 года может рухнуть, – предупреждает раввин. – Вот почему мы должны поддерживать общинные структуры, потому что и после Путина будет еврейская община».

Здесь самое время вспомнить слово «пока», которое Гольдшмидт вставил в текст своего короткого обращения к верующим. И статья в еврейском журнале, которая послужила прелюдией к отставке раввина Москвы, называется «Do svidanija, Russia». «До свиданья», а не «прощай»!

Конечно, это только предположения, но есть основания думать, что связи Гольдшмидта с общиной Московской хоральной синагоги не прервутся. Не следует придавать слишком большое значение чинам и иерархии в иудейском сообществе. Ко всем религиозным организациям в России принято подходить с одной мерой, которая определяется политической культурой страны. Начиная со времен Петра I государство повсеместно выстраивает властную вертикаль и принимает лишь унифицированную схему иерархии.

Однако традиционная структура еврейских общин построена не на формализованной системе должностей, а на принципе неформального лидерства. Это лидерство держится на двух столпах – познаниях в области религиозного права и финансовой состоятельности. Духовный лидер завоевывает авторитет, опираясь на эти возможности. Не кресло красит раввина, а умение договариваться с сильными мира сего. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
546
Кедров нарасхват

Кедров нарасхват

Всю неделю – День поэзии

0
204
Минюст выносит в онлайн адвокатские беседы с обвиняемыми

Минюст выносит в онлайн адвокатские беседы с обвиняемыми

Екатерина Трифонова

Юридическое сообщество сомневается в гарантиях конфиденциальности таких встреч

0
1078
На принудительные работы направят в массовом порядке

На принудительные работы направят в массовом порядке

Иван Родин

В Госдуме появились законопроекты о выделении отдельного вида уголовной репрессии

0
1577

Другие новости