0
1394
Газета Персона Печатная версия

15.05.2003 00:00:00

Curriculum vitae

Тэги: вознесенский, юбилей


1933. 12 мая родился в Москве. Отец - Андрей Николаевич Вознесенский (1903-1974), гидроинженер; мать - Антонина Сергеевна, урожденная Пастушихина (1905-1983). Рос в одном дворе с Андреем Тарковским: "4-й Щипковский переулок!

О, мир сумерек, трамвайных подножек, буферов, игральных косточек, майских жуков┘ Стук консервных банок, которые мы гоняли вместо мяча, сливался с визгом "Рио-риты" из окна".

1946. Декабрь. Звонок и приглашение Пастернака, которому юный поэт послал стихи. Подражая кумиру, отказался от дня рождения, заявив, что считает "этот день траурным и что жизнь не сложилась". Это - осталось. "Ваше вступление в литературу - стремительное, бурное, я рад, что до него дожил", - напишет Пастернак из больницы в 1960-м.

1957. Отметил окончание Московского архитектурного института стихами: "Прощай, архитектура! /Пылайте широко, коровники в амурах, сортиры в рококо!"

1957. "За что нас только бабы балуют/ и губы, падая, дают, /и выбегают за шлагбаумы, /и от вагонов отстают? /Как ты бежала за вагонами, /глядела в полосы оконные┘ /Стучат почтовые, курьерские, /хабаровские, люберецкие┘"

1958. Первая публикация - в "Литературной газете".

1959."Я - Гойя! /Глазницы воронок мне выклевал ворог, /слетая на поле нагое. /Я - Горе. /Я - голос /Войны, городов головни /на снегу сорок первого года... /О, грозди /Возмездья! Взвил залпом на Запад - /я пепел незваного гостя! /И в мемориальное небо вбил крепкие звезды - /Как гвозди /Я - Гойя". Евтушенко: "Если я начинал печататься с очень плохих стихов, лишь постепенно вырабатывая свою поэтику, то Вознесенский появился с поэтикой, уже сконструированной┘ генезис его поэтики - это вовсе не божественный бормот Пастернака, а синкопы американского джаза, смешанные с русским переплясом, цветаевские ритмы и кирсановские рифмы, логически конструктивное мышление архитектора-профессионала".

Поэма "Мастера": "Художник первородный - /Всегда трибун. /В нем дух переворота /И вечно - бунт".

1960. Первые сборники: "Мозаика" (Владимир) и "Парабола" (Москва). Статья Н.Асеева в защиту поэта. "Асеев придумал мне кличку - Важнощенский, подарил стихи: "Ваша гитара - гитана, Андрюша", в тяжелое время спас статьей "Как быть с Вознесенским?"

1961. "Леса мои сбросили кроны, пусты они и грустны, /как ящик с аккордеона, /а музыку - унесли".

1962. Американские впечатления в "40 лирических отступлений из поэмы "Треугольная груша". Евтушенко: "Его собственная мозаичность и помогла ему┘ почувствовать ритмику самой мозаичной в мире страны - США, которую он перепутал с Россией так, что трудно разобрать, где Мэрилин Монро, где Майя Плисецкая". Был выпущен плакат: рабочий выметает метлой "мусор", в котором - книжка "Треугольная груша".

Посвящение Ж.-П. Сартру: "Я - семья /во мне как в спектре живут семь "я" /невыносимых как семь зверей /а самый синий /свистит в свирель! /а весной /мне снится /что я - /восьмой".

1963. Март. На встрече с интеллигенцией в Кремле Хрущев топал ногами и кричал: "Забирайте ваш паспорт и убирайтесь вон, господин Вознесенский!" Из интервью: "Я мог бы сейчас, конечно, сказать: о, какая польза - вся эта ругань, как она способствует смирению┘ Но это изматывает нервы. Отупляет душу. Из тебя уходит Моцарт".

1964. Поэма "Оза". "Ты мне снишься под утро, /как ты, милая, снишься!.. /Почему-то под дулами, /наведенными снизу┘ /От утра ли до вечера, /в шумном счастье заверчена, /до утра? Поутру ли? - за секунду от пули".

"Антимиры". Выход книги и премьера спектакля в Театре на Таганке.

1966. В книге "Ахиллесово сердце" - "Плач по двум нерожденным поэмам".

1967. "Я не знаю, как это сделать, /Но, товарищи из ЦК, /Уберите Ленина с денег, /Так цена его высока". Председатель правления Госбанка СССР Посконов пишет в ЦК КПСС: "Выступая по внешнему виду на защиту величия В.И. Ленина, автор употребляет при этом непристойные двусмысленные выражения, которые являются оскорбительными..." И.Бродский иронически отыгрывает стихи в "Послании к властителям" (1970).

1968. Отправляет в редакцию "Литгазеты" письмо с протестом против ввода советских войск в Чехословакию.

1970. Поэма "Авось", на основе которой композитор Алексей Рыбников создаст первую советскую рок-оперу "Юнона и Авось", а Марк Захаров поставит ее в "Ленкоме".

1975. Свод сонетов "Мой Микеланджело": "Кончину чую. Но не знаю часа. /Плоть ищет утешенья в кутеже. /Жизнь плоти опостылела душе. /Душа зовет отчаянную чашу!.. /Устал я ждать. Я верить устаю. /Когда ж взойдет, Господь, что Ты посеял? /Нас в срамоте застанет смерти час. /...Нам не постигнуть истину твою. /Нам даже в смерти не найти спасенья. /И отвернутся ангелы от нас".

1977. "И качнется бессмысленной высью /пара фраз, залетевших отсюда: /"Я тебя никогда не забуду. /Я тебя никогда не увижу".

1978. Государственная премия СССР за сборник "Витражных дел мастер".

1979. Участие в альманахе "Метрополь".

1980. Поэма "Андрей Полисадов", посвященная прапрадеду - архимандриту, настоятелю Благовещенского муромского собора на Посаде.

1986. Поэма "Ров. Духовный процесс". Первая видеома "Поэтарх" для Парижской выставки: золотой шар на фоне неба, от шара вверх золотые нити с буквами.

1993. Устанавливает в Неждановском переулке скульптуру пасхального яйца. В дни расстрела Белого дома (3-4 октября) сдает кровь для раненых. Стихи: "И снайперы целятся с кровель. /Мы жмемся к краям мостовой. /Гуманизм не пишется кровью. /В особенности - чужой".

1995. "Книга гаданий" в духе древнекитайской "Ицзин".

1996. Парижский фестиваль "Триумфа". Из интервью: "В театре Шайо на сцене я повесил видеом - 60-килограммовую раму, расписанную произведениями мировой живописи, обрамляющую чистое стекло... когда напряжение вечера достигло кульминации, я спонтанно, сам не соображая почему - я был как бы в тумане, - ударил и разбил стекло. В Париже понимают художественный жест".

Журнал французских интеллектуалов "Нувель обсерватер" называет А.А. "самым великим поэтом современности".

1998. Книга воспоминаний "На виртуальном ветру".

2000. "ru Поэма" из 10 "чатов" о "седьмой части земли /с названьем кратким - ru.": "Я - сальто перевернутой отчизны. /Я - старый клоун. В клюкве, не в крови... /Устали люди от зачистки. /Я вышел в чат. Страна, поговори!"

2001. "Где время верное, Куратор? / - спрошу, в затылке почесав. /На государственных курантах иль в человеческих часах?.. /Двойные времена болят. /Но в подсознании моем /есть некий Третий циферблат /и время верное - на нем".

2003. 12 мая президент Путин поздравил Вознесенского с юбилеем: "...Ваши произведения - это всегда точное чувство времени, лиризм и неповторимая образность".

Стихи: "С кровавой скорбью не поспоришь. /Не год, а сплошное 03. /Поэзия - скорая помощь. /Но тайная. Изнутри".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Вилла за миллион может поставить крест на политической карьере главы Минздрава ФРГ

Вилла за миллион может поставить крест на политической карьере главы Минздрава ФРГ

Олег Никифоров

Перспективный немецкий министр оказался в поле зрения Фемиды

0
1047
Представители гражданского общества могут вывести российско-германские отношения из нынешнего тупика

Представители гражданского общества могут вывести российско-германские отношения из нынешнего тупика

Олег Никифоров

Инициатива развития двусторонних отношений в различных видах спорта между Федеративной Республикой Германия и Российской Федерацией поступила от немецких спортсменов

0
373
Предчувствие новой глобальной войны

Предчувствие новой глобальной войны

Дмитрий Литовкин

Американский корабль проверил на прочность российскую границу

0
1523
Китайский «Барсук» обзавелся гиперзвуковым «Кинжалом»

Китайский «Барсук» обзавелся гиперзвуковым «Кинжалом»

Владимир Карнозов

В Сети появилась съемка бомбардировщика с гигантской аэробаллистической ракетой

0
1009

Другие новости

Загрузка...