0
1491
Газета Политика Печатная версия

09.12.1999 00:00:00

Придут ли на выборы "батальоны амазонок"

Галина Силласте

Об авторе: Галина Георгиевна Силласте - доктор философских наук, член комиссии при президенте РФ по вопросам женщин, семьи и демографии.

Тэги: женщина


РОССИЙСКИЙ социолог Михаил Острогорский в своей известной монографии "Демократия и политические партии" утверждал, что женщины в ходе избирательных кампаний выступают в качестве вспомогательной силы "регулярных армий партийных организаций". Он считал, что на выборах в России обязательно появятся "батальоны амазонок" и ни одна из борющихся сторон не сумеет "обойтись без содействия женщин". Актуальны ли в наши дни эти слова?

Избирательниц в России на 9 миллионов больше, чем избирателей-мужчин. Если бы женскому электорату удалось объединиться на базе общей программы и вокруг общих лидеров, то наша страна имела бы на всех уровнях - от федерального до местного - власть по выбору женщин.

Российский женский электорат по возрасту старше мужского в среднем на 10-12 лет. Избирательниц-пенсионерок (их насчитывается около 20 миллионов) в два с лишним раза больше, чем избирателей-мужчин. Это электорат преимущественно городской: избирательниц в городах почти в три раза больше, чем на селе. Таковы количественные показатели женского электората. Что касается его качественных особенностей, то им по сравнению с парламентскими выборами 1995 г. присущи новые тенденции.

Тенденция первая. Сократилась часть женского электората, затрудняющегося назвать лидера, которому женщины "доверяют больше всего". С ноября 1995-го по ноябрь 1999 г. число неопределившихся уменьшилось с 23 до 18%. Очень важная перемена! Она означает, что женский электорат в политическом плане в значительной мере самоопределился.

Тенденция вторая. Растет число избирательниц, доверяющих не общепризнанным политическим лидерам, постоянно включаемым социологическими центрами в опросы общественного мнения, а "другим", т.е. своим персональным избранникам. Если четыре года назад эта группа составляла 10,2%, то сейчас 15%.

Тенденция третья. Среди женского электората прогрессивно возрастает недоверие ко всем лидерам. Так, в ноябре 1995 г. "не доверяли никому" 23,7%, а в ноябре нынешнего года - уже 28-30%. Любопытно, что уровень недоверия к российским политикам в настоящее время среди всех избирателей - как мужчин, так и женщин - почти совпадает: 27,2 и 27,9%.

Тенденция четвертая. У так называемых традиционных лидеров, постоянно участвующих в избирательных кампаниях, сложился устойчивый, преданный персонально каждому из них женский электорат. Иерархия уровней "полного доверия" политическим лидерам среди избирательниц России, по данным ВЦИОМ (на сентябрь 1999 г.), была следующая: Примаков (26,3%), Явлинский (16%), 3юганов (15,7%). В свете последних социологических опросов общественного мнения рейтинговый ряд лидеров "полного доверия" возглавляет премьер-министр Путин, доверие россиян к которому в ноябре превысило 45%.

Аксиома, набившая оскомину: деньги побеждают на выборах. Но у женщин и у их организаций больших денег на избирательные кампании не было, нет и, видимо, не будет по одной простой причине. В России отсутствуют социальные силы, заинтересованные в серьезном и прочном расширении женского представительства на всех ступенях власти, особенно - высших.

Но даже большие деньги не являются единственным условием электорального успеха. Он невозможен без опоры избирательниц на умелый, надежный, достаточно многочисленный аппарат: государственный, партийный, информационный (прежде всего телевидение, а затем и радио), рекламный и т.д. А каковы у женщин возможности использовать различные управленческие структуры для победы на выборах? Более чем скромные. Ведь в правительстве Владимира Путина одна женщина - вице-премьер по социальным вопросам и ни одной женщины-министра.

Среди женщин, находящихся на государственной службе, руководящие должности занимают только 9%, а наиболее высокие посты - всего 0,1%. А ведь в 1997 г. в законодательных, исполнительных и судебных органах были заняты 15 тысяч женщин, иначе говоря, 56,2% от общей численности госслужащих в стране. Но осуществляют они в основном лишь второстепенные и даже третьестепенные функции.

Не имеют женщины достаточной опоры и в Федеральном собрании. Если в Госдуме первого созыва было 60 депутатов-женщин, то в нынешнем, уходящем составе - 44 (около 10% от общей численности депутатов). В Совете Федерации только две женщины.

А какова численность женщин-парламентариев на местах? По результатам выборов 1996 г. в законодательных органах субъектов РФ среди 3675 депутатов только 351 женщина (9,5%). В составе законодательных органов Коми-Пермяцкого автономного округа, Тюменской, Новосибирской, Курской областей нет ни одной женщины-депутата.

Социально-профессиональный состав женского депутатского корпуса в субъектах Федерации в основном составляют администраторы здравоохранения, учителя, чиновницы местных администраций. В этом перечне отсутствуют рядовые работницы, крестьянки, женщины, занятые в сфере торговли и бытовых услуг, пенсионерки. А ведь именно они составляют основную массу избирательниц.

Большое влияние на ход избирательной кампании оказывают СМИ, и прежде всего - телевидение и радио, которые для подавляющего большинства россиянок являются главным, а нередко и единственным источником информации. Возможности женщин использовать теле- и радиоканалы предельно ограничены. Одна из наиболее существенных причин - отсутствие в России женщин - лидеров с общероссийским имиджем.

В 1993 г. три женские организации из более чем 100 существовавших тогда женских неправительственных организаций образовали единое политическое движение "Женщины России" и добились успеха на выборах: получили 4,37 миллиона голосов (8,13%) от общего числа участников голосования. В итоге в Госдуме первого созыва была создана женская фракция - первая в истории российского парламентаризма. Прошло шесть лет, и в 1999 году в России число женских неправительственных организаций перевалило за 2000: 45% из них имеют местом своей прописки Москву, 9% - С.-Петербург. Из них 45 ( в 15 раз больше, чем в 1993 г.) в своих уставах и программах заявили о своих целях: "участие в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления". В какой мере реализуются эти цели?

Из восьми общероссийских женских организаций три: "Женщины России" (лидер Алевтина Федулова), Движение женщин России (Екатерина Лахова) и "Образование - будущее России" (Лариса Бабух) имеют опыт электоральной борьбы. На парламентских выборах 1995 г. Алевтина Федулова и Екатерина Лахова возглавили политическое движение "Женщины России", но преодолеть 5-процентный барьер не смогли (недобрали 0,3%).

Недавно возникла и Российская партия защиты женщин (лидер Татьяна Рощина). Партия не имеет своих региональных объединений и, по имеющимся данным, создана по инициативе президентской администрации. Партия подписей избирательниц не собирала, а внесла залог в сумме 80 тыс. долл.

МОГУТ ЛИ ЖЕНСКИЕ ГОЛОСА ОПРЕДЕЛИТЬ ИСХОД ВЫБОРОВ? Центральная избирательная комиссия утвердила списки кандидатов в депутаты двух женских организаций: "Женщины России" (в бюллетене для голосования под #3) и Российскую партию защиты женщин (#13). Обе эти организации самостоятельно ведут предвыборную агитацию, и их заветная мечта, естественно, - перешагнуть через труднопроходимый 5-процентный барьер.

В целом по России женщины составляют всего около 10% от общего числа выдвинутых кандидатов. Из 31 избирательного объединения и блока, поставивших вопрос о своей регистрации, только в восьми женщины были включены в состав первой тройки федерального списка. Женских имен очень мало в избирательных бюллетенях.

По данным социологического мониторинга общественного мнения, осуществляемого ВЦИОМ, готовы принять участие в выборах и уверены в том, что они "обязательно это сделают", 33% опрошенных россиянок. Еще 15% - потенциальные участницы голосования. Это активная часть женского электората.

Вместе с тем 25-26% женского электората заявляют, что "голосовать не будут". Добавим еще 10,2% потенциальных абсентеисток, пока еще сомневающихся в том, что они примут участие в голосовании. Итог наводит на серьезные размышления, ведь каждая третья избирательница высказывает абсентеистские настроения.

Нельзя сбрасывать со счетов и значительную группу избирательниц (до 20%), пока еще не решивших, будут они или не будут участвовать в парламентских выборах.

Сомнения избирательниц небеспочвенны. Они имеют конкретную мотивацию. 37,2% колеблющихся объясняют свои колебания предельно просто: не верю никому из нынешних политиков. Еще 34% придерживаются той точки зрения, что "парламент ничего не решает и выборы в него бесполезны", они "не видят ни одной партии, отражающей их интересы".

Свою активную роль в электоральной борьбе должны сыграть и женские неправительственные организации: поддержать женщин - кандидаток в депутаты будущего парламента.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Иркутск меняет облик

Иркутск меняет облик

Владимир Полканов

Проекты бизнеса дают шанс качественно улучшить городскую среду в столице Восточной Сибири

0
1312
Улицу Меликова в Уфе переименовали по просьбе жителей

Улицу Меликова в Уфе переименовали по просьбе жителей

Роман Каширин

0
577
Инвентаризация показала: рентабельными являются лишь 36-64% извлекаемых запасов нефти

Инвентаризация показала: рентабельными являются лишь 36-64% извлекаемых запасов нефти

0
833
Путин считает выполнимой задачу по подключению школ к высокоскоростному интернету до конца года

Путин считает выполнимой задачу по подключению школ к высокоскоростному интернету до конца года

0
768

Другие новости

Загрузка...