И закон о партиях, и строительство "партии власти" явно подталкивают все российские политические структуры к определению своей позиции задолго до начала предвыборных кампаний. Так, прошедший в минувшую субботу четвертый пленум ЦК КПРФ хотя формально и был посвящен подготовке к следующему съезду коммунистов, фактически же наметил основные направления новой программы партии. Из выступлений руководителей КПРФ стало ясно, что они полностью разочаровались не только в правительстве, но и в президенте. Как заявил Геннадий Зюганов, "мы надеялись, что Путин повернется", но в возможный "компромисс вмешались олигархи".
Впрочем, конфликт между левыми и Кремлем был неизбежен даже не столько по причине либерального экономического курса нынешней власти, сколько из-за появления правоцентристского партийного колосса - "Единой России", активно поддержанного Путиным. Выступая перед журналистами, первый зампред ЦК КПРФ Валентин Купцов признал, что рождение новых политических структур заставляет коммунистов искать новые формы работы. Он также добавил, что КПРФ рассматривает партию Шойгу-Лужкова-Шаймиева как своего основного конкурента. Призвал "менять тактику работы" с правительством и спикер Госдумы Геннадий Селезнев, отчитываясь перед коллегами-коммунистами по третьему чтению бюджета.
Докладывая о политической ситуации в стране, глава КПРФ Геннадий Зюганов предложил несколько направлений для перемен: усилить работу с молодежью, шире использовать предвыборную агитацию как рекламу партии, проводить точечные акции протеста, реализовывать программу партии в регионах через своих губернаторов, покончить с расколом в партийных рядах и "выстроить власть и общественное мнение так, чтобы они поджали олигархов". Поскольку на пленуме собирались заодно обсудить и финансовое состояние партии, Зюганов предложил сразу два метода пополнения партийной кассы. Во-первых, "организовать свое производство", а во-вторых, "закрепив за собой право на советскую символику", продавать соответствующую продукцию. Лишний раз подтвердив свою оппозиционность и назначив дату следующего съезда на 19 января, пленум в закрытом режиме продолжил обсуждение своих финансов со специально приглашенной бухгалтерией.
Впрочем, в своей оппозиционности КПРФ не одинока. И если коммунисты обычно занимают левый фланг, то на правом курс власти обычно критикуют соратники Григория Явлинского. Так, секретарь по идеологии партии "ЯБЛОКО" Сергей Митрохин заявил, что его партия занимает "дифференцированную позицию" по отношению к предложениям правительства: неспособность преодолеть сырьевую зависимость, ввоз радиоактивных отходов, концепцию реформы ЖКХ, отсутствие программы инвестиций не поддерживают, а снижение налогов и тенденцию к реформе армии одобряют. Что же касается курса Путина, то "яблочники" теперь разделяют лишь его внешнеполитические инициативы. По словам Митрохина, отношение к президенту зависит от того, сумеет ли Путин противостоять "построению авторитарно-бюрократической системы" и от дальнейшей судьбы ТВ-6.
Впрочем, список оппозиционеров этим не исчерпывается. Сюда следует отнести так называемые малые компартии, а также движение "Либеральная Россия", которое весной преобразовывается в партию. Новые перспективы после недавнего решения Верховного суда открылись и перед Национал-большевистской партией, которая теперь вполне может перерегистрироваться в Минюсте несмотря на ее призывы к смене власти революционным путем и готовности поддержать мировой террор. Наконец, в минувшую субботу провела свой митинг ориентированная на мусульманские общины Евразийская партия России, собиравшаяся, по нашей информации, открыто выразить протест внешнеполитическому курсу Кремля. Вполне вероятно, что к парламентским выборам число партий-оппозиционеров может еще увеличиться, однако вряд ли они смогут конкурировать с пропрезидентской "Единой Россией".