0
852
Газета Политика Печатная версия

10.06.2003 00:00:00

Нелегитимный эксперимент в образовании

Вадим Аванесов

Об авторе: Вадим Сергеевич Аванесов - профессор, доктор педагогических наук.

Тэги: образование, егэ, экзамен


Единый государственный экзамен (ЕГЭ) проводится в стране уже третий год. В 2003 году его сдают примерно 600 тысяч человек в 48 субъектах РФ. Но чем больше масштабы этого "эксперимента", тем больше беспокойства он вызывает. Вопросов много, судите сами.

Метафоричность названия ЕГЭ. Первая буква в аббревиатуре ЕГЭ означает, что должна быть единая форма проверки подготовленности выпускников школ и одновременно абитуриентов различных вузов. Но спросите любого вузовского педагога - можно ли одним методом (единым содержанием) качественно оценить знания обычных выпускников школ и отличников, абитуриентов ведущих вузов? Нет! Правительство России полагает, что можно. Тогда каковы аргументы?

Подобные вопросы задают не только ученые, но и общественные деятели. Например, член комитета по науке и образованию Госдумы РФ Олег Смолин отмечает: "По ЕГЭ мы до сих пор не получили документов, в которых содержались бы ясные ответы на ряд возникающих вопросов: как быть с тестами в гуманитарных науках? Сохранит ли выпускник право на ошибку? Не сократится ли, как это произошло в Казахстане, число бесплатных мест в профессиональных учебных заведениях вследствие того, что слишком мало выпускников школ получают необходимые для поступления баллы?"

Другая причина сомнений - недемократичность ЕГЭ. Он не может быть государственным, как это обозначает вторая буква в аббревиатуре. Хотя бы потому, что ни одно демократически ориентированное государство не вправе воздвигать барьеры перед своими гражданами. Это запрещает Конвенция ЮНЕСКО по борьбе с дискриминацией в области образования (Париж, 14 декабря 1960 г.). Россия ратифицировала ее и тем самым взяла на себя обязательства: не закрывать для какого-либо лица или группы лиц доступ к образованию любой ступени или типа; не ограничивать образование какого-либо лица или группы лиц; обеспечить равный для всех доступ к образованию. Разве эту конвенцию уже не надо выполнять?

Нетехнологичность и субъективизм ЕГЭ. Вначале говорили, что это экзамен, затем - что это тесты. В результате же появились неизвестные в науке уродцы, так называемые КИМы (контрольно-измерительные материалы).

Ненаучность ЕГЭ. Этот "эксперимент" проводит правительство РФ. В итоге - научной программы эксперимента нет, опубликованных результатов нет, гипотез нет, критериев эффективности (или неэффективности) нет. В чем ведущая идея, что и как собираются проверять у молодых людей, какова точность измерения? Кто из ученых и общественных деятелей одобряет эту затею? Каковы положительные результаты "эксперимента"? Когда он закончится? Ответов на эти вопросы тоже нет. В теории профессионального отбора давно доказано, что невозможно создать универсальный метод, пригодный для отбора на все специальности вузов. Посредством ЕГЭ правительство России претендует на создание подобной антинаучной утопии.

В одной связке с ЕГЭ непременно следуют так называемые ГИФО - государственные именные финансовые обязательства, главный инструмент коммерциализации. На самом деле ГИФО - это лукавая замена так называемым образовательным ваучерам. Она имеет противоположный смысл - необязательства государства платить за образование молодежи. Например, Республика Саха (Якутия) в числе первых вошла в "эксперимент". В итоге получилось, что по каждой специальности госуниверситета только 25% нынешних первокурсников учатся за счет государства. Остальные должны платить! Разве не ясно, что эта республика с высоким ныне уровнем образованности населения теперь начнет превращаться в территорию с неграмотным населением?

Нелегитимность. В законе о правительстве РФ нет ничего похожего, что позволяло бы ему заниматься такого рода деятельностью без разрешения Госдумы РФ. Вот почему можно говорить о фактической нелегитимности осуществления широкомасштабного социально-политического эксперимента. Можно ожидать множества судебных процессов, абсолютно выигрышных для истцов, чьи конституционные права нарушены. Так, ст. 7 Конституции РФ не предполагает полуплатности или полубесплатности образования. Поэтому обращение в Конституционный суд имеет перспективу отмены ЕГЭ и связанного с ним механизма ГИФО.

Усиление неравенства. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) считает, что неравенство граждан России в области образования приняло угрожающий характер. Ни в одной стране мира результаты экзамена не связывают с пресловутым

ГИФО. А в Великобритании, наоборот, для студентов из бедных семей выделяют 40% всех мест в вузах. Не случайно "эксперимент" с ГИФО известный российский социолог Михаил Руткевич называет "явно антисоциальной идеей".

ГИФО в сцепке с ЕГЭ имеют главной целью тотальную коммерциализацию образования, расширение его платности, существенное ослабление государственного сектора образования. И это вопреки тому, что открыто заявленная основа нашей государственной политики - бесплатное образование. Очевидно, это широкомасштабный и социальный "эксперимент", с отягчающими последствиями для сотен тысяч молодых людей. Ректор МГТУ имени Баумана Игорь Федоров прямо указывает, что "ГИФО расширяют платную составляющую образования и тем самым снижают его доступность. Ни в одной стране мира ГИФО нет, а где были, от них отказались". На повышении платности обучения "реформаторы" планируют сэкономить 25-28 миллиардов рублей.

К сфере образования прямо или косвенно причастны около 39 миллионов человек, и выборы не за горами. Насколько правительство считает себя вправе заниматься таким "экспериментом" без одобрения Государственной Думы, педагогической общественности, родителей и самих детей? Вот вопрос, над которым еще не поздно задуматься.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Еврокомиссия предложила назвать новые санкции именем Навального

Еврокомиссия предложила назвать новые санкции именем Навального

0
303
США оплатит восстановление здания генштаба в Белграде, разрушенное бомбами НАТО

США оплатит восстановление здания генштаба в Белграде, разрушенное бомбами НАТО

0
317
Представитель Тайваня в Вашингтоне назвалась послом в США

Представитель Тайваня в Вашингтоне назвалась послом в США

0
312
Трамп призвал ООН привлечь Китай к ответственности за возникновение пандемии

Трамп призвал ООН привлечь Китай к ответственности за возникновение пандемии

0
353

Другие новости

Загрузка...