0
731
Газета Политика Интернет-версия

02.07.2003 00:00:00

Слово о словах

Вадим Бондарь

Об авторе: Вадим Николаевич Бондарь - депутат Госдумы, член комитета по вопросам местного самоуправления.

Тэги: регионы, самоуправление, закон


Новая редакция Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" недавно была принята Госдумой во втором чтении. Несмотря на попытки устранить наиболее одиозные расхождения с Конституцией, законопроект принципиально не изменился.

Предлагаемый на рассмотрение депутатам законопроект предусматривает беспрецедентно высокий уровень государственного регулирования местного самоуправления и вмешательства государства в его текущую деятельность. Авторы считают местное самоуправление не правом граждан, а обязанностью исполнять на местном уровне определенные государством полномочия.

Особый интерес вызывает первая глава - "Общие положения", раскрывающая основные термины и понятия, используемые в проекте, поскольку из этих кирпичиков строится весь текст закона. Трудно рассчитывать на то, что с помощью дефектных кирпичей можно построить крепкое и красивое здание. Посмотрим, какой стройматериал избрали разработчики проекта.

В определениях муниципального района и городского округа читаем, что их органы местного самоуправления осуществляют переданные им государственные полномочия (кстати, создаются эти органы для решения местных вопросов). Такое уже было в российской истории (например, когда Иван Грозный поручил губным старостам исполнение государственной задачи - сбор налогов), однако в настоящее время может возникнуть противоречие со ст. 12 нашей Конституции, отделившей органы местного самоуправления от системы органов государственной власти.

В перечне терминов встречаем новое понятие - "вопросы местного значения межмуниципального характера", которые определяются как часть вопросов местного значения. Решение этой части местных вопросов осуществляется населением или органами местного самоуправления муниципального района. Однако в поселениях есть органы местного самоуправления, которые по определению наделены собственной компетенцией по решению всех вопросов местного значения (а не их части). Таким образом, на территории района часть вопросов решается одновременно и поселениями и районом?

Термин "депутат" на первый взгляд кажется понятным. Однако, ознакомившись в проекте закона с вариантом формирования представительного органа муниципального района путем делегирования представителей от поселений, мы понимаем, что в этом случае районным депутатом может стать человек, которого не избирали на эту роль (например, глава поселения). Между тем согласно Закону "О гарантиях избирательных прав граждан в РФ" депутат - лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный орган государственной власти или в представительный орган местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

В законопроекте термин может определяться через самого себя. Например, понятие "муниципальное образование" раскрывается через другие термины, встречающиеся в его определении. А в тех терминах встречаются другие термины. В конце концов вы вновь придете к словам "муниципальное образование". Та же ситуация с вопросами местного значения (поскольку в их определении используется другое понятие - "органы местного самоуправления", которое, в свою очередь, определяется через термин "вопросы местного значения"), муниципальным районом и т.д. Добавим к этому, что в тексте определений можно найти также не разъясненные термины "вопросы местного значения поселения", "вопросы местного значения муниципального района", "вопросы местного значения межпоселенческого характера", что окончательно запутывает ситуацию.

Из текста главы мы узнаем, что поселение - это один или несколько населенных пунктов, хотя эти слова являются синонимами. Из числа курьезов можно назвать отсутствие в перечне названий сельских населенных пунктов якутских наслегов и бурятских сомонов, зато в нем упоминаются оставшиеся за пределами РФ кишлаки.

Краткий анализ текста первой главы законопроекта позволяет высказать сомнение в его совершенности с точки зрения юридической техники. Налицо нелогичность определений, внутренние противоречия, несоответствие другим федеральным законам. Непосредственно в понятиях и терминах закладывается взгляд на местное самоуправление как на часть системы государственной власти, что явно не соответствует духу (а возможно, и букве) Конституции РФ. Читавшие весь текст законопроекта подтвердят, что остальные разделы проекта вызывают не меньше вопросов, чем первая глава. Учитывая важность темы (а закон об общих принципах организации местного самоуправления базовый, определяющий основы функционирования важнейшего общественного института, называемого местным самоуправлением), необходимо признать, что законопроект не удался.

Многие спрашивали, как такой проект мог подписать наш президент? Ответ простой - смотрите дату. Законопроект подписан 31 декабря. Уж очень день суматошный. В этот день приходится выслушивать и произносить много слов. Однако время для отзыва законопроекта еще есть.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Московский Общественный штаб по наблюдению за выборами присмотрит за голосованием в сентябре

Московский Общественный штаб по наблюдению за выборами присмотрит за голосованием в сентябре

Елена Крапчатова

0
892
Ташкент сближается с Пекином, или Почему мы плохо знаем китайцев

Ташкент сближается с Пекином, или Почему мы плохо знаем китайцев

Андрей Захватов

Вечных братьев между народами нет, есть только партнеры

0
1532
Россияне поболеют за Америку – и выздоровят

Россияне поболеют за Америку – и выздоровят

Дарья Гармоненко

Иван Родин

"Трампофилия" в средствах госпропаганды вряд ли достигнет градуса 2016 года

0
1762
Наблюдение за выборами уже обходится без партий

Наблюдение за выборами уже обходится без партий

Иван Родин

Общественные контролеры выходят на борьбу второй раз за этот год

0
1260

Другие новости