Кандидаты в президенты, почувствовав приближение финиша президентского марафона и наступления весны, активизировались. Это со всей очевидностью показали вчерашние теледебаты на Первом канале, где и тема была располагающая – национальная идея.
Первый залп выдал Николай Харитонов, который заявил, что национальная идея в трактовке КПРФ – это «если большинство финансовых потоков будут управляться и руководится русскими». Ведущий теледебатов Петр Марченко решил поточнее узнать концепцию, переспросив: «Russland ueber alles?», на что Харитонов после минутной паузы ответил: «Давайте будем говорить на русском языке, чтобы нашим зрителям было понятно». – «Россия превыше всего?» – перевел ведущий, на что кандидат от аграриев справедливо заметил, что «русский язык пусть учат немцы, американцы, французы, итальянцы и все те, кто сегодня похлопывают наше руководство страны по плечу».
Тут в игру вступил Сергей Миронов, попросивший ответить, правда ли, что многие коммунисты считают лучшей национальной идеей ту, которую воплотил Иосиф Сталин. Харитонов вступился за товарища Сталина, указав, что во всем виноваты другие люди – «от Троцкого до Свердлова». Вместе с тем, отвечая на вопрос, почему в то время, как марксизм отрицает национальную идею, Компартия к ней постоянно обращается, он заявил, что «сегодня Компартия прямо заявляет – необходимо бороться за рыночный социализм!»
Далее речь зашла о 70% избирателей. Олег Малышкин заявил, что именно столько народу хотят, чтобы ими управляли. Лучше всего, если «грамотно и умно». По мнению Ирины Хакамады, это те, кто нуждается в защите и надеются на сильную руку. «Но рука приходит за рукой, а положение не меняется». По ее словам, она может уважать только того президента, при котором защита человеческого достоинства становится ключевым стержнем формирования курса всей политической элиты. Но никак не «чиновника, с помощью дворцовой интриги которого Ельцин поставил в качестве наследника». Поэтому, она полагает, что в стране ничего и не происходит, поскольку все 4 года Путин мучительно пытается понять, куда нужно идти. А времени нет.
Зато Сергей Глазьев рассказал, куда пытается идти администрация президента, в частности Владислав Сурков. Тот изо всех сил стремится помешать Глазьеву участвовать в выборах от блока «Родина». Он горестно констатировал, что, оказывается, есть две Родины – «одна для начальства, административная «Родина» коррумпированных чиновников и олигархов. И для всех остальных».
Тут Николай Харитонов ехидно поинтересовался у него, почему же не было такой грусти, когда администрация президента создавала блок «Родина» для раскола на парламентских выборах КПРФ? Известный экономист отверг инсинуацию, заявив, что «мы предлагали вам объединяться, вы не захотели».
У него свои 70% – именно такая разнарядка по голосам за Путина, по наблюдению Глазьева, спущена в регионы мэрам и главам избирательных комиссий. «Все понимают, что это преступление. Но все на это безропотно идут – на заклание».
Сергей Миронов, в свою очередь, рассказал про простого работягу из Кемеровской области с угольного разреза: «замечательного русского парня Юру – водителя 130-тонного «БелАЗа», с которым он разговаривал прямо в карьере. Председатель Совфеда упрекнул собравшихся в том, что «если бы Юра сейчас услышал наши рассуждения о национальной идее, он бы нас не понял».
Харитонов удивился: «А что помешало за эти годы Путину осчастливить того парня в Кемерово?» Сергей Миронов ответил, что не спросил «этого хорошего Юру парня». Но уверен, что 4 года назад у того не было ни зарплаты в 15 тысяч рублей, ни уверенности в завтрашнем дне.
Постепенно складывалась та бредовая атмосфера политической дискуссии ни о чем, которую так искусно воссоздает в своих репортажах спецкор «Коммерсанта» Андрей Колесников. На сей раз он сам участвовал в диспуте и не упустил шанса сделать разговор еще более абсурдистским. Он спросил, как третий человек в государстве относится к заявлению Путина о том, что надо бы продвигать общенациональные ценности. Колесников поинтересовался, чем они отличаются от библейских заповедей. Миронов явно не знал. Но не моргнув глазом сообщил, что с президентом полностью согласен, хотя иногда хочется особого пути для страны. «Этим мы и отличаемся от остальных стран мира».
За него неожиданно вступился Олег Малышкин, который, сжав кулаки, заявил о том, что всех превратили в какое-то стадо баранов. И тут вездесущий Колесников, явно играя с огнем, заметил что сам Малышкин производит «впечатление вожака стада». Налившийся кровью Малышкин отрезал: «Мыслите, как вам считается нужным... Я вам объясняю, мыслите и считайте, как вам считается нужным. Насколько ваш интеллект позволяет...»
На этом передача закончилась и большинство телезрителей остались в неведении, что после ее окончания либерально-демократический кандидат пошел разбираться со специальным корреспондентом «по-мужски». От мордобоя Колесникова спас телохранитель Малышкина, тактично посоветовав кандидату в президенты с журналистами не связываться.