Диомидовцы заняли позицию возле входа в Зал церковных Соборов.
Фото Виктора Мордвинцева (НГ-фото)
Открытие Архиерейского Собора Русской православной церкви, состоявшееся вчера в Москве, сопровождалось странным зрелищем. Вокруг храма Христа Спасителя тянулось длинное шествие, в котором принимали участие несколько сотен человек. Это не был торжественный крестный ход, как могло показаться случайно оказавшимся с утра на Волхонке прохожим.
Митинговали сторонники епископа Анадырского и Чукотского Диомида (Дзюбана), которые, как уже писала вчера «НГ», опасаются заочного суда над своим духовным лидером на Архиерейском Соборе. Масла в этот огонь добавила «богословского-каноническая экспертиза» посланий епископа Диомида на последнем заседании Священного Синода. «Гонители Диомида, побойтесь Бога!», «Когти прочь от Диомида!» – гласили наутро плакаты митингующих. Упоминалось также имя украинского единомышленника чукотского иерарха епископа Хустского Ипполита (Хилько), отстраненного от управления своей епархией в декабре прошлого года. Диомид и Ипполит – живые иконы православных борцов с демократией, глобализацией, прививками, генно-модифицированными продуктами, экуменизмом и многим другим. Так уж получилось, что выступление сторонников епископа Диомида стало фоном для всего происходящего на Архиерейском Соборе.
Тем временем Патриарх Московский и всея Руси Алексий II открыл первое пленарное заседание. «Церковь всегда справлялась и с внутренними нестроениями, шатаниями, привнесенными людьми не до конца воцерковленными и просвещенными, проявляющими ревность не по разуму», – сказал глава Русской церкви в приветственном слове. Ясно, что в сложившейся ситуации это относилось в первую очередь к наматывающим круги вокруг храма диомидовцам, которых можно было видеть из окон Зала церковных Соборов.
![]() |
Алексий II подвел итоги церковной жизни за четыре года, со времени прошлого Архиерейского Собора. Главным событием этого периода стало воссоединение с Русской зарубежной церковью 17 мая 2007 года. Патриарх особо отметил заслуги в этом деле покойного первоиерарха РПЦЗ митрополита Лавра.
События на улице развивались своим чередом. Диомидовцы завершили плавное кружение и осели на Кропоткинской набережной возле входа в Зал церковных Соборов. «Видал Кащенко на выезде? Всё поют!» – переговаривалась между собой охрана. Милиционеры лишь изредка просили ультраортодоксов не напирать на ограждение. Вдруг на горизонте появился специально мобилизованный православный корпус движения «Наши». Он состоял из гламурно одетых школьников и школьниц, вяло помахивающих небесного цвета плакатиками с надписью «Мы за единую Церковь». Неожиданно для милиции и журналистов между передовым отрядом «Наших» и сторонниками чукотского архиерея завязалась потасовка, которая выразилась в вырывании друг у друга транспарантов. Вмешалась милиция, которая стала оттеснять диомидовцев от ограждения. Еще одна стычка произошла позже у станции метро «Кропоткинская». По информации ГУВД Москвы, в ходе инцидентов были задержаны трое участников «несанкционированного пикета», то есть шествия диомидовцев.
Между тем заседание Архиерейского Собора продолжалось. Патриарх Алексий II зачитал более чем 30-страничный доклад, в котором коснулся целого ряда проблем церковной жизни. Он призвал Церковь вести диалог с государством, чтобы законодательно обеспечить преподавание в школах «Духовно-нравственной культуры». Предстоятель РПЦ осудил аборты. По мнению Алексия II, преодолеть демографический кризис лишь экономическими мерами невозможно, ведь причина его «не в кошельках, а в душах людей». Патриарх коснулся и финансового положения самой РПЦ. Оказалось, что ее многочисленные епархии наполняют лишь десятую часть церковной казны, тогда как расходы за четыре года выросли на 55%. Алексий II говорил о церковных расколах в Молдавии и Эстонии, но особенно подробно – об украинском расколе и необходимости поддержки Украинской православной церкви во главе с митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром (Сабоданом). Патриарх коснулся сложных взаимоотношений с Константинопольским патриархатом и Румынской православной церковью, отношений с Римско-католической церковью и многого другого. В общем, Собору был представлен некий status quo Русской православной церкви.
Наконец, Патриарх косвенно высказался и о деятельности епископа Диомида. Он покритиковал «некоторых архиереев» за тщеславие и превышение юрисдикционных полномочий. Не означает ли это, что «мятежный Диомид» вскоре может лишиться возможности управлять Чукотской епархией?