0
1621
Газета Политика Интернет-версия

05.12.2008 00:00:00

Стамбульский процесс

Алла Язькова

Об авторе: Алла Алексеевна Язькова - профессор, руководитель Центра проблем Средиземноморья и Черноморья Института Европы РАН.

Тэги: россия, грузия


россия, грузия Предпосылки напряженности на Южном Кавказе не устранены.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

В начале декабря произошли по крайней мере два события, обозначивших дальнейшие позиции непосредственных и косвенных участников кавказского кризиса. Собравшиеся в Брюсселе министры иностранных дел НАТО не сочли возможным предоставить Грузии искомый План действий по членству (ПДЧ) в качестве очередного шага на пути в альянс, однако подтвердили возможность членства Грузии (и Украины) в будущем, «если они по-прежнему будут этого хотеть и будут созданы необходимые условия для членства».

В подготовленном к этому же времени «Сообщении Еврокомиссии по «Восточному партнерству» было заявлено о выделении 1,5 млрд. евро в качестве финансовой помощи шести бывшим союзным республикам, в их числе и Грузии, а также о создании с их участием зоны свободной торговли, отмене для них визового режима без распространения льготных режимов на Россию.

Из сказанного следует, что если для Грузии последствия импульсивных и безответственных действий Михаила Саакашвили (что сегодня признано большинством международных аналитиков) на данном этапе обернулись потерей Абхазии и Южной Осетии, то для России, согласно западным оценкам, результаты вторжения в Грузию, «непропорционального применения силы» и дальнейшего обострения обстановки в регионе могут стать более долгосрочными.

Рассмотрение и анализ сложившейся ситуации стали предметом созванной в Стамбуле по инициативе Европейского центра по предотвращению конфликтов, действующего в рамках Глобального партнерства по предотвращению вооруженных конфликтов, встречи политических экспертов России и Грузии. Участники двухдневной дискуссии попытались сопоставить свои представления о причинах сохранявшейся на протяжении целого ряда лет напряженности в отношениях между Россией и Грузией, приведшей не только к тяжелому вооруженному конфликту, но и к отчуждению наших двух ранее дружественных народов. В ходе обсуждения рассматривались возможные сценарии дальнейшего развития ситуации вокруг Абхазии и Южной Осетии, выявлялись возможности постепенного снижения конфронтации.

Однако наиболее существенные предпосылки российско-грузинского конфликта и в целом напряженности на Южном Кавказе не устранены. Территория Грузии как основного транзитного пути для доставки каспийских энергоносителей остается конфликтной зоной. Конкурентная борьба продолжается, и это создает повышенные риски не только для планируемых Евросоюзом трубопроводов, но для безопасности самой Грузии. Окончательно не снят с повестки дня вопрос об интеграции Грузии в НАТО, любое положительное решение которого может, согласно заявлению российских официальных лиц, «спровоцировать более серьезный конфликт, чем августовские события в Южной Осетии» (см. заявление министра обороны РФ Анатолия Сердюкова в Турции в «НГ» от 20.11.08).

Тем не менее, по мнению экспертов двух стран, необходимо использовать все имеющиеся возможности для восстановления и продолжения переговорного процесса между Россией и Грузией с учетом ранее допущенных промахов и ошибок. Грузинские эксперты признали, что после 2003 года руководство Грузии не прилагало необходимых усилий для достижения договоренностей с Россией, были сокращены межгосударственные и межпарламентские связи, на что неоднократно указывали оппозиционные партии. Но в результате августовского кризиса произошла консолидация нации, и теперь снижение конфронтации в отношениях с Россией могло бы быть лишь на основе реальных гарантий невозобновления вооруженного конфликта.

Российские эксперты, в свою очередь, указали на то, что, несмотря на обозначившуюся в результате конфликта смену парадигмы российской политики – отход от закрепленного в международно-правовых документах status quo территорий и признание возможности силовых методов в отношениях с «неудобным партнером», в интересах не только Грузии, но и России вернуться к переговорному процессу, подготовке и подписанию неоднократно предлагавшегося Россией договора о неприменении силы при решении спорных вопросов.

На Стамбульской встрече не было принято совместных заявлений, но члены группы независимых экспертов согласились в том, что: План Медведева–Саркози от 12 августа 2008 года должен быть полностью выполнен; обеим сторонам необходимо способствовать поиску мер, направленных на недопущение дальнейшей эскалации конфликта; необходимо также способствовать восстановлению доверия между обществами России и Грузии. В заключение был также намечен ряд шагов по созданию механизмов постоянного диалога между общественными группами Грузии и России.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Вопреки вызовам ВВП растет, но все медленнее

Вопреки вызовам ВВП растет, но все медленнее

Анастасия Башкатова

Предприятия готовы активизировать инвестиционную деятельность при ключевой ставке не выше 11%

0
442
Чем в очередной раз удивила Япония

Чем в очередной раз удивила Япония

Олег Мареев

Вот где видишь и передовые технологии, и сохранение живой природы

0
313
Половина новых школ и детских садов в России работают с перегрузкой

Половина новых школ и детских садов в России работают с перегрузкой

Михаил Сергеев

Счетная палата требует строить по типовым проектам, которые снизят расходы бюджета на 30%

0
450
Евросоюз прервал недолгую санкционную паузу

Евросоюз прервал недолгую санкционную паузу

Геннадий Петров

Против России вводится первый после переговоров Трампа и Путина пакет рестрикций

0
573

Другие новости