0
2481
Газета Политика Интернет-версия

01.10.2009 00:00:00

Военное наследство

Алексей Фененко

Об авторе: Алексей Валериевич Фененко - кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института проблем международной безопасности РАН.

Тэги: война, итоги


война, итоги Нюрнбергский процесс 1946 года заложил целый ряд норм международного права.
Фото из книги «Великая отечественная война 1941-1945 гг»

Нынешняя политическая осень проходит под знаком дискуссий об итогах Второй мировой войны. Еще недавно эксперты обсуждали речь Владимира Путина в Вестерплатте (Польша). Теперь на смену ей пришли новые сюжеты. 16 сентября польский Сейм официально назвал ввод советских войск на территорию Западной Украины и Белоруссии четвертым разделом Польши. 24 сентября президент России Дмитрий Медведев с трибуны Генеральной Ассамблеи ООН объявил о необходимости противодействовать попыткам пересмотреть закрепленные в Уставе ООН итоги войны. Впервые в истории события прошлого становятся реальным фактором раскола в межгосударственных отношениях.

Дискуссии о пересмотре итогов войны сами по себе не новы. Они начались без малого 60 лет назад и с тех пор не прекращались никогда. (Вспомним оправдывающие вермахт мемуары немецких генералов или споры о катынском деле.) Но нынешние баталии вокруг «военного наследия» имеют международно-политическую направленность. Современный мировой порядок функционирует на основе институтов Ялтинско-Потсдамской системы. Поэтому дискуссии о пересмотре Второй мировой войны означают потрясение основ всей нынешней мировой системы.

Во-первых, они ведут к эрозии понятия «державы-победительницы». Страны Восточной Европы при уже пугающей поддержке «общеевропейских» институтов внедряют тезис об «одинаковой ответственности Германии и СССР». В ответ Россия может сфокусировать внимание на предвоенной политике умиротворения Франции и Британии или на теме французского коллаборационизма в годы войны. Итогом станет размывание грани между победителями и побежденными во Второй мировой войне.

Во-вторых, возникает вопрос о правомерности сохранения ограничений суверенитета Германии и Японии. Московский договор 1990 года снял с Германии остатки оккупационного статуса. Но он сохранил введенные Боннским договором 1952 года запреты на проведение референдумов по военно-политическим проблемам, на требование вывода иностранных войск до подписания мирного договора, на развитие ряда компонентов вооруженных сил и на принятие внешнеполитических решений без консультации с державами-победительницами. За минувшие 20 лет Германия создала цепочку прецедентов, позволивших ей восстановить статус великой державы без изменения Московского договора. Дискуссия о «равной ответственности СССР и Германии» поможет Берлину вывести эту проблему на международно-правовой уровень.

Схожая проблема существует и в отношении Японии. Ее суверенитет частично ограничен Конституцией 1947 года и американо-японским договором 1961 года. Теперь в японском обществе усиливаются настроения в пользу расширения военно-политических прав Токио. Дискуссия о пересмотре итогов войны создает для этого необходимый информационный фон. (Справедливо ли, что по Сан-Францисскому договору 1951 года союзники ограничили территорию Японии островами Японского архипелага?)

В-третьих, возникает правовой задел для реформы Совета Безопасности ООН. Снятие ограничений суверенитета позволит Германии и Японии всерьез претендовать на получение статуса постоянных членов Совета Безопасности ООН. Отпадают и аргументы, препятствующие приему в постоянные члены СБ ООН Бразилии, Аргентины, Индии, Австралии и Индонезии. Отсюда – один шаг до постановки вопроса о пересмотре института права вето у постоянных членов Совета Безопасности ООН.

В-четвертых, современная система национально-территориальных границ в Восточной Европе была установлена Ялтинскими соглашениями 1945 года. Распад СССР и СФРЮ в 1991 году не изменил ситуацию, поскольку распад шел по внутренним административным границам союзных республик. В Варшаве любят поговорить о необходимости России «покаяться» за сталинизм. Но именно Сталин настоял на передаче Польше исконно немецких земель Силезии, Померании и Восточной Пруссии. О «европейских ценностях» любят поговорить в Бухаресте, Братиславе и даже Белграде. Но именно Советский Союз настоял на передаче им ряда венгерских земель. Польские и прибалтийские политики часто заявляют, что «Вторая мировая не кончалась до сих пор». Как должны воспринимать подобные сентенции в Берлине, Риме и Будапеште?

В-пятых, все наши представления о морали базируются на итогах Нюрнбергского процесса 1946 года. В Нюрнберге возник прецедент осуждения за несоблюдение международного гуманитарного права. В Нюрнберге был поднят вопрос о вине определенных типов идеологии и философии. В Нюрнберге впервые был официально зафиксирован тезис о равенстве всех народов и рас. Пересмотр итогов войны открывает путь к пересмотру решений Нюрнберга. Последствием может стать возрождение старой, «донюрнбергской», морали с ее представлениями о нормальности межгосударственных войн и неравноправном положении этнических групп.

В середине XIX века навязчивой идеей дипломатов был пересмотр решений Венского конгресса. Ради этого они до хрипоты спорили о роли Наполеона Бонапарта и правомерности создания Священного союза. Венскую систему в самом деле сломали. Последствием стала безудержная гонка вооружений и две мировые войны ХХ века. Стоит ли пересматривать историю Второй мировой войны ради подобного результата?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Московский Общественный штаб по наблюдению за выборами присмотрит за голосованием в сентябре

Московский Общественный штаб по наблюдению за выборами присмотрит за голосованием в сентябре

Елена Крапчатова

0
891
Ташкент сближается с Пекином, или Почему мы плохо знаем китайцев

Ташкент сближается с Пекином, или Почему мы плохо знаем китайцев

Андрей Захватов

Вечных братьев между народами нет, есть только партнеры

0
1530
Россияне поболеют за Америку – и выздоровят

Россияне поболеют за Америку – и выздоровят

Дарья Гармоненко

Иван Родин

"Трампофилия" в средствах госпропаганды вряд ли достигнет градуса 2016 года

0
1759
Наблюдение за выборами уже обходится без партий

Наблюдение за выборами уже обходится без партий

Иван Родин

Общественные контролеры выходят на борьбу второй раз за этот год

0
1258

Другие новости