0
1322
Газета Политика Интернет-версия

17.02.2010 00:00:00

Ма Инцзю идет ва-банк

Максим Артемьев

Об авторе: Максим Анатольевич Артемьев - зав. отделом политики интернет-журнала "Новая политика".

Тэги: китай, тайвань, конфликт, экономика


В последние недели обозначился резкий контраст между громами и молниями, которые официальный Пекин метал в сторону США и Тайваня после объявления о том, что администрация Обамы намерена продать Тайбэю оружия на сумму более чем 6 млрд. долл., и в высшей степени прокитайской политикой президента острова Ма Инцзю, положившего весь свой авторитет в поддержку подписания Рамочного соглашения об экономической кооперации с Китаем (ECFA).

Данное соглашение находится сейчас в финальной стадии переговоров, очередной раунд которых идет в Пекине с конца января. Чем ближе вырисовывается окончание длительного и головоломного процесса, тем сильнее растет озабоченность разных слоев тайваньского общества содержанием, а главное, последствиями договора.

Причина кроется в том, что переговоры проходят в атмосфере абсолютной секретности, и что будет представлять соглашение в конечном итоге – не знает никто. Причем чем ближе финал (ближайшие сотрудники президента Ма уже не раз говорили, что оно будет подписано в первой половине этого года), тем выше уровень конфиденциальности, поскольку предполагается оговаривать уже конкретные параметры экономического взаимодействия. Все это вызывает повышенную озабоченность у публики на острове. Ее настроение можно охарактеризовать русским «и хочется и колется». Недавний опрос одной тысячи глав крупнейших компаний Тайваня показал, что 90% из них поддерживают заключение рамочного соглашения, но одновременно половина выражают сомнения, что правительству удастся отстоять интересы тайваньского бизнеса. Поскольку остров является членом ВТО под названием «Особая таможенная территория Тайваня, Пэнху, Цзинмэня и Мацзу», а на переговорах в Пекине используется формула Cross-Strait relations, то есть переговоров между сторонами по обе стороны пролива – без упоминания статуса Тайваня в ВТО, то высказываются опасения, что это первый шаг к поглощению Китаем и отказу от уже достигнутого уровня суверенитета.

С резкой критикой ECFA выступила парламентская оппозиция в лице Демократической прогрессивной партии. Спикер Ван И-пин, представляющий правящий Гоминьдан, предложил создать в парламенте совместную комиссию по мониторингу соглашения, но эта компромиссная инициатива увязла в спорах относительно статуса и полномочий подобной комиссии. Кроме того, сами коллеги Вана по Гоминьдану из исполнительной власти оказались не в восторге от подобной идеи.

Изданная Министерством экономики популярная брошюра о преимуществах ECFA, написанная в форме вопросов и ответов от лица типичных противников и сторонников соглашения, вызвала бурю возмущения, так как представила «коренных» тайваньцев (они составляют более 70% населения острова) косными ретроградами, а потомков тех, кто прибыл на остров вместе с эвакуировавшейся в 1949 году с континента гоминьдановской верхушкой, – удачливыми и прогрессивными.

В этих условиях президент Ма попытался перейти в информационное наступление. Он предпринял ряд поездок по острову, в ходе которых разъяснял значение соглашения для разных групп населения, в частности для фермеров, озабоченных защитой внутреннего рынка. В завершение он дал пресс-конференцию у себя в офисе, сказав, что ECFA даст толчок экономическому развитию Тайваня и подстегнет его конкурентоспособность на мировом рынке. В случае же неподписания соглашения, по его словам, Тайвань будет отброшен назад и утеряет свои позиции.

Дело в том, что с 1 января 2010 года вступило в силу соглашение между Китаем и АСЕАН о свободной торговле. Если не будет заключено ECFA, остров окажется проигравшим в жесткой региональной конкуренции, ибо его товары не смогут конкурировать с продукцией стран АСЕАН. В случае же подписания соглашения будет снижены тарифы, созданы гарантии для инвестиций и защиты интеллектуальной собственности тайваньских фирм. Президент Ма также пообещал выделить сумму, эквивалентную 3 млрд. долл., в виде помощи тем тайваньским компаниям, которые окажутся в сложном положении в результате действия ECFA. Кроме того, он подчеркнул отсутствие всяких тайных политических договоренностей с Пекином и не стал обозначать жестких сроков для завершения переговоров.

Китай, ставший мировым сборочным цехом, ясно сознает, что козыри в его руках. Он может не спешить в отношениях с Тайванем, ибо время его не поджимает. Более того, Пекин в отличие от Тайбэя способен попутно решать и политические задачи. Там, где президент Ма видит только экономику, Китай не забывает и про дипломатию. Вполне вероятно, что одной из целей громкого скандала в связи с поставками США вооружений Тайваню, инициированного Пекином, могло быть получение преференций на переговорах об экономическом сотрудничестве. Китай недвусмысленно демонстрирует, что он не боится идти на риск обострения отношений с ядерной сверхдержавой. Что уж тогда говорить о Тайване? Если для последнего Китай – главный торговый партнер, то для Пекина он где-то в конце второго десятка. Для Тайбэя получение Вьетнамом или Филиппинами режима свободной торговли с КНР – тяжелейший удар по экономике, для Китая же проблемы во взаимоотношениях с ним совсем не принципиальны, и он может дожидаться более уступчивой позиции своих визави.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Министры агитируют молодежь личным примером

Министры агитируют молодежь личным примером

Ольга Соловьева

Глава Минпромторга Алиханов каждую неделю работает на производстве

0
1164
ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

0
616
В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

0
623
В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

0
561