0
4573
Газета Политика Печатная версия

27.02.2013 00:00:00

Засадный полк Юрия Чайки

Тэги: генпрокуратура, скр, следствие, реформа


генпрокуратура, скр, следствие, реформа Юрий Чайка упорен в достижении цели – укреплении позиций Генпрокуратуры.
Фото ИТАР-ТАСС

Объявленная на днях корректировка сроков создания Единого Следственного комитета России (ЕСКР) связана, по словам источника «НГ» в ведомстве, со сложностями организационного и финансового плана. Между тем в экспертных юридических кругах, по данным газеты, усиленно обсуждается идея передачи прокурорам права предъявлять обвинение – при переносе центра тяжести с предварительного следствия на судебное. Если реформа правоохранительных органов будет продолжена в этом направлении, Следственный комитет потеряет львиную долю преимуществ, положенных ему по закону о ЕСКР.

Пока на первый план выступает финансовая причина, по которой реализация закона о Едином Следственном комитете разбита на этапы, с выполнением задуманного до 2016 года. Начальные расходы, напомним, равны были 97,5 млрд. руб., и позиция Минфина в этом вопросе оказалась стойко отрицательной. Деньги решено было брать из бюджета частями – в три года. А сейчас идут поиски источников финансирования.

На втором плане среди важных причин торможения, утверждает депутат Госдумы от «Справедливой России» Дмитрий Горовцов, невозможность в короткий срок передать дела 37-тысячной армии следователей МВД и ФСКН в ведомство Александра Бастрыкина: «Проектом закона предполагается передать в подследственность СКР особо тяжкие и тяжкие составы преступлений. Одномоментно передать десятки тысяч уголовных дел очень сложно. Кроме того, возникает опасность, что многие дела провиснут. И, не исключено, будут развалены под сурдинку».

Напомним: по закону, принятому в конце прошлого года, вступление его в силу предполагалось с января нынешнего года. Представлено было положительное заключение правительства, но серьезные замечания к документу были высказаны МВД, Минфином и ФСБ. Федеральная служба безопасности неохотно расставалась с правом работать по ст. 205 Уголовного кодекса (терроризм), переданным Следственному комитету. Впрочем, замечает Горовцов, разносить реформу на слишком длительный срок тоже нельзя – у следователей возникают «чемоданные» настроения, «их работа становится неэффективной».

Источник «НГ» в СКР в красках описывает технические проблемы, связанные с передачей дел от одного следствия к другому: «У полицейского следствия должен поменяться начальник, который по Уголовному кодексу имеет процессуальные полномочия. Уголовное дело в 50 томов надо куда-то перевезти. Новый начальник должен его прочитать. Это большая подготовительная работа, и в один день ее не сделать».

Утвержденный график реформирования Следственного комитета свидетельствует о твердости намерений власти создать суперведомство, способное одинаково результативно противостоять и терроризму, и оргпреступности, и политической оппозиции. Прокуратуре остались лишь функции надзора за следствием – с весьма ограниченными правами по вмешательству в ход дела. Расследовать которое она не может, как и выдвигать обвинение в суде. Прокурор может только поддерживать обвинение, выдвинутое следователем.

Эта ситуация, заметил в беседе с «НГ» бывший начальник управления правового обеспечения Генпрокуратуры Олег Логунов, создает серьезные препятствия для полноценного расследования: «Соблюдение конституционного права граждан на защиту их интересов не зависит от количества следственных органов. Или от формы погон, цвета формы, количества звездочек, названия ведомства. Важно, будет ли надзор за следствием».

В Генпрокуратуре, рассказал «НГ» источник в ведомстве Юрия Чайки, активно обсуждается другой вариант реформы правоохранительных структур: «Мы считаем, что надо уходить от института предварительного расследования в сторону института судебного следствия. Должно остаться полицейское расследование, которое заканчивается в момент выдвижения обвинения прокурором в суде. И дальнейшее расследование должно осуществляться в ходе судебных заседаний».

В этой схеме полицейский следователь под руководством прокурора добывает доказательства, которые оцениваются в суде, говорит источник: «Все допрашивают потерпевшего и свидетелей, все назначают экспертизы – необходимо эту ситуацию упростить в законе. И тогда не будет разногласий между прокурором и следователем по поводу их компетенции – ведь единственным органом, который будет выдвигать обвинение, станет прокурор. Как это происходит во всем мире».

Собеседник «НГ» приводит в пример суд над Слободаном Милошевичем. «По таким правилам работает Европейский суд. А у нас получается полновластие следственного органа, который держит людей годами в тюрьмах, без надзора… Прокурор по большому счету должен не надзирать за следствием, а возглавить обвинение. И должен делать это не тогда, когда прокурору принесли дело для утверждения обвинительного заключения, а человек уже два года под стражей отсидел. А на той стадии, когда против человека выдвинуто обвинение».

Заметим: в мире нет четкой нормы по количеству следственных комитетов. В Америке, например, занимаются расследованием около трех десятков структур, в Италии – одна: институт республиканских прокуроров. В некоторых странах расследованием занимается полиция, и людей не волнует, кто решает судьбу пострадавшего и преступника, как не волнуют больного в российской поликлинике структурные перестановки в Минздраве.

В последнее время действительно все чаще раздаются голоса в пользу судебного следствия. По информации «НГ», проработкой планов подобного рода занимаются в Ассоциации юристов России и в Государственной Думе – в комитете Павла Крашенинникова по гражданскому, уголовному, процессуальному и арбитражному законодательству. Идею следует обсудить, считает, к примеру, глава Счетной палаты Сергей Степашин. Правда, замечает информированный источник «НГ», реализация идеи на уровне законодательной инициативы в ближайшее время не планируется: «Это планы на послезавтра. Речь идет об отказе от института предварительного расследования как такового. И тогда расследованием будет самостоятельно заниматься полицейский следователь, вплоть до выдвижения обвинения. Затем власть переходит к прокурору – и все дальнейшее происходит под его руководством в суде. В предложенной схеме есть место для кого угодно, в том числе и для СКР, – просто он превратится в несколько иной орган. Он станет органом полицейского расследования, а не предварительного следствия, как сейчас».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Создатель «Новых людей» возглавил партию

Создатель «Новых людей» возглавил партию

Евгений Солотин

Алексей Нечаев уверен, что власть должна уделять больше внимания не Ливии и Сирии, а российским регионам

0
1044
Как развивалось арбитражное производство при экс-главе экономколлегии ВС Олеге Свириденко

Как развивалось арбитражное производство при экс-главе экономколлегии ВС Олеге Свириденко

0
1659
Военное кораблестроение дрейфует в нереализованных планах

Военное кораблестроение дрейфует в нереализованных планах

Александр Иванин

В России возник флот амбиций и обещаний

0
3595
Поздравление

Поздравление

0
755

Другие новости

Загрузка...