0
4820
Газета Политика Интернет-версия

20.02.2014 23:33:00

Кудрин требует открытости от силовиков


На следующей неделе Комитет гражданских инициатив (КГИ) Алексея Кудрина обсудит в рамках научно-практического семинара тему «Открытые данные полиции: проблемы и перспективы». Напомним, что в ноябре прошлого года была опубликована концепция проекта КГИ по реформированию правоохранительных органов. И вот теперь эксперты КГИ выяснили, что большой проблемой для силовиков является их же собственная статистика. Вернее, особенности ее формирования.

В работе семинара, помимо КГИ, примут участие проектно-учебная лаборатория антикоррупционной политики НИУ ВШЭ, Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Транcперенси Интернешнл – Р» и некоммерческое партнерство «Информационная культура».

В беседе с НГ» бывший следователь прокуратуры и Следственного комитета, магистр права Гамбургского университета и научный сотрудник Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге Мария Шклярук назвала ошибочным «палочный» принцип статистики: «И полиция, и следственные органы сами формируют показатели своей работы и по этим же данным сами себя оценивают». Решение этой проблемы, которая негативно сказывается на работе правоохранителей, – вывод статистического учета, связанного с преступностью, в отдельное ведомство, уверена собеседница «НГ».

Участники семинара обсудят нынешнюю ситуацию с расследованием уголовных дел. Эксперты собрали статистику всех правоохранительных ведомств и в понятном виде представят ее публике. Можно будет проследить «траекторию» уголовного дела – от регистрации заявления до суда. Будет показано, сколько на самом деле прекращается уголовных дел. Из 6 млн обращений, попадающих в правоохранительные органы, только 900 тыс. дел доходят до суда, говорит Мария Шклярук: «Разумеется, часть заявлений не требуют возбуждения уголовных дел – там речь идет о наказаниях административных. Но большое число отказов от возбуждения связано, в том числе, и с существующей системой оценок. Самое популярное решение у правоохранителей – приостановление дела. И очень мало дел прекращается».

Между тем, напоминает собеседница «НГ», по закону правоохранительные органы должны возбуждать дела во всех случаях, когда есть указание на какое-либо преступление – даже если потом его приходится прекращать: «Но из двух с лишним миллионов возбужденных дел таких всего 54 тысячи. Это очень мало». И вот здесь оказывается, что из ведомственной статистики непонятно – сколько прекращено дел, возбужденных по преступлениям, а сколько в связи с отсутствие таковых. Когда, например, выясняется, что человек не виноват.

По подсчетам Шклярук, из 60 000 лишь 18 – прекращение дел по реабилитирующим основаниям. То есть когда нет преступлений. При этом на всю страну, замечает эксперт, у нас всего две с половиной тысячи реабилитированных: «В Германии, к примеру, из трех миллионов лиц, которых учли как подозреваемых, только 800 тысяч дошли до суда. Это люди, по которым выносились решения о том, что нет оснований их судить». В России все происходит иначе, указывает собеседница «НГ»: «У нас, если человек стал подозреваемым, то с большой вероятностью, в 99 процентах случаев дело против него будет направлено в суд. На предварительных стадиях никто не отсеивается. А в сомнительных случаях правоохранители не только не будут возбуждать дела, но даже не станут регистрировать заявление».

И происходит это, по данным экспертов, на фоне роста обращений граждан в правоохранительные органы. Исследователи сетуют по поводу избыточной закрытости статистики силовых ведомств: какая еще статистика собирается в недрах МВД, Следственного комитета, ФСКН? И почему они ее не публикуют? «Вся наша правоохранительная система основана на «палочных» показателях, подчеркивает Шклярук: «Им нужно как можно больше легких, удобных дел, и как можно меньше дел сложных и нераскрытых.

Закрытость статистики силовых ведомств идет вразрез с требованиями общества, подчеркивает еще один исследователь – член комитета гражданских инициатив Иван Бегтин: «У граждан большой интерес к работе правоохранительных органов, они хотят знать, как устроено МВД, какая там статистика, – только реальная. Мы уверены, что должна быть доступной детализированная статистика по участковым, по отделениям полиции, по времени их работы, по их кадровому составу, по их зонам ответственности». Сегодня существует убогий уровень открытости качественной информации, утверждает Бегтин: «Силовики дают какую-нибудь региональную статистику, от которой ни горячо, ни холодно. Например, есть статистика на весь Красноярский край, – ну и какая разница, сколько там было убийств и ограблений, если вы живете в маленьком городке или в Красноярске? А вот детализированная информации на уровне конкретного района нет вообще». 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Вердикт экс-президенту не имеет прецедента в истории Бразилии

Вердикт экс-президенту не имеет прецедента в истории Бразилии

Людмила Окунева

Попытка Трампа спасти от тюрьмы Болсонару вызвала возмущение в латиноамериканской стране

0
176
Бывшим украинским судьям заплатят пенсию после проверки прошлого

Бывшим украинским судьям заплатят пенсию после проверки прошлого

Иван Родин

Правительство требует исключить из закона тех, кто принимал решения не в интересах РФ

0
233
Власти осторожно подогревают явку избирателей

Власти осторожно подогревают явку избирателей

Дарья Гармоненко

Иван Родин

В ряде регионов губернаторы решились выиграть выборы у протестного электората

0
308
Запись судебных заседаний ведут не для протокола

Запись судебных заседаний ведут не для протокола

Екатерина Трифонова

Технические новшества с трудом приживаются там, где они нужнее всего

0
269

Другие новости