0
7227
Газета Политика Интернет-версия

10.12.2014 00:01:00

В колониях плохая еда, в СИЗО мало места

Тэги: валерий борщев, челябинск, минюст, пенитенциарная система, сизо, бунт, священники, еспч


валерий борщев, челябинск, минюст, пенитенциарная система, сизо, бунт, священники, еспч Заключенные челябинского СИЗО №1 бунтовали из-за отсутствия яиц и молочной каши. Фото Руслана Сафина/ТАСС

Вчера Следственный комитет (СК) возбудил уголовное дело по факту массовых беспорядков в челябинском СИЗО № 1. Заключенные устроили бунт из-за условий содержания. В стране между тем продолжаются разработка и принятие законопроектов по совершенствованию пенитенциарной системы.

В волнениях участвовала примерно сотня арестантов челябинского СИЗО № 1. В ночь на вторник они принялись стучать в двери камер, выливать в коридор воду и поджигать вату из матрасов, некоторые заключенные порезали себе предплечья. Это был протест против условий содержания в этом СИЗО. Как известно, непосредственным поводом к бунту стал отказ руководства колонии выдать «положенные по графику яйца и кашу, сваренную на молоке, а не на воде».

Правозащитники, побывавшие на месте события, сообщают, что сейчас бунтовщиков уже успокоили, а в качестве наказания их якобы перестали кормить, обеспечивать лекарствами и отключили в камерах отопление. Член Московской Хельсинкской группы Валерий Борщев утверждает, что беспорядки в челябинском СИЗО – типичный случай. По его словам, чаще всего волнения возникают именно из-за питания: «Заключенным отвечают, что, мол, если не нравится, закупайтесь в магазинах при колониях. Но там тоже нет нормальной еды: по завышенным ценам предлагают второсортные продукты».

Тем не менее, по данным «НГ», в регионах все же придумали способ вкусно накормить тюремных обитателей. Обеспеченным заключенным в большинстве российских колоний станет доступна еда из офицерских столовых Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН). Заказать ее можно будет через спецтерминал, цены, разумеется, вдвое выше, чем в общей тюремной столовой, но зато ассортимент богаче. Например, вместо тушеной картошки с соленьями из альтернативного меню можно взять, скажем, азу по-татарски.

Власть озадачилась и духовным воспитанием тюремных сидельцев. Вчера Госдума рассмотрела в первом чтении законопроект Минюста, защищающий их право на свободу вероисповедания. Заключенные – даже те, кто находится в штрафных изоляторах, карцерах и одиночных камерах, – смогут рассчитывать на встречи со священником продолжительностью не менее двух часов и без участия надзирателей. Единственным условием подобных встреч станет наличие камеры видеонаблюдения. Ведомство Александра Коновалова отмечает, что «осужденные и дожидающиеся приговора граждане вправе хранить предметы культа, а также религиозную литературу».

Однако, считают в Общественных наблюдательных комиссиях (ОНК), самая кричащая проблема пенитенциарной системы связана отнюдь не с колониями, а с СИЗО. Как уже писала «НГ», правозащитники обеспокоены нехваткой жизненного пространства для обитателей изоляторов.  На запрос «НГ» ФСИН дала такую статистику: «Всего по стране в СИЗО может содержаться 126 561 человек. На начало декабря заключенных 113,7 тыс. человек, что на 0,4 тыс. человек больше, чем за аналогичный период прошлого года». ФСИН также утверждает, что в основном это острая проблема крупных городов, поскольку места в СИЗО занимают мигранты, «которых невозможно оставить под домашним арестом, как правило, из-за отсутствия прописки». 

На тесноту в камерах члены ОНК советуют всем жаловаться в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) и требовать от властей компенсации. Ее размер сейчас достигает уже 10–15 тыс. евро.

По словам Борщева, теснота имеет место и в тюрьмах. «Переполненность колоний не столь очевидна. Камеры там рассчитаны человек на 60, и посчитать, нет ли лишних десяти, труднее, чем в изоляторах, куда помещается по шесть заключенных». По словам правозащитника, нынешняя судебная система работает таким образом, что обитателям СИЗО автоматом выносят обвинительный приговор, и это «прямая дорога в колонии». «Поэтому я думаю, что проблема переполненности тюремных камер назреет уже в ближайшем будущем», – подчеркнул он. Добавив, что бунты в них будут продолжаться. И виной тому – не бытовые вопросы вроде еды и спальных мест, «а вседозволенность сотрудников колоний». «Эти люди, вместо воспитательной функции, взяли на себя роли оперативников. Во многих тюрьмах есть такая норма: явка с повинной. Допустим, каждому сотруднику негласно дается распоряжение обеспечить в нынешнем квартале 49 явок с повинной. И начинается давление на заключенных. А что такое явка с повинной? Значит, человек должен либо в чем-то признаться, либо на кого-то настучать. Вот вам и главная причина напряженности в колониях».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Обвиняемые получат второй шанс на суд присяжных

Обвиняемые получат второй шанс на суд присяжных

Екатерина Трифонова

Новое рассмотрение уголовного дела не отменяет возможности такого ходатайства

0
691
Партия Миронова не уклоняется от генеральной линии

Партия Миронова не уклоняется от генеральной линии

Дарья Гармоненко

"Справедливая Россия" решила поучаствовать в дискуссиях об ограничении интернета

0
846
В лесопромышленном комплексе спад продолжится до 2028 года

В лесопромышленном комплексе спад продолжится до 2028 года

Михаил Сергеев

Почти 70% инвестиционных проектов не достигают обещанных результатов

0
982
Борьба с мигрантами обретает фискальную логику

Борьба с мигрантами обретает фискальную логику

Иван Родин

Правительство снизит ряд штрафов для турбизнеса, чтобы было легче их собирать

0
952

Другие новости