0
3506
Газета Политика Печатная версия

20.11.2023 20:21:00

ФСИН просит взаймы места для арестантов

Следствие и суды продолжают отправлять граждан в переполненные СИЗО

Тэги: фсин, переполненные сизо, ивс, следствие, суд, спч, правозащита, экспертное мнение


фсин, переполненные сизо, ивс, следствие, суд, спч, правозащита, экспертное мнение Подсудимых уже перенаправляют в изоляторы временного содержания. Фото РИА Новости

Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) признает проблему переполненных СИЗО и вынуждена искать способы для ее разрешения. Например, есть предложение размещать подследственных в изоляторах временного содержания (ИВС), которыми распоряжается МВД. Не ФСИН злоупотребляет соответствующей мерой пресечения, а следствие и суд, напомнили эксперты. Но они не удивляются тому, что вместо сокращения числа арестантов придумываются меры, которые еще сильнее ущемят права граждан.

В 13 субъектах РФ переполнены 30 СИЗО, сообщил директор ФСИН Аркадий Гостев на VI Международном пенитенциарном форуме «Преступление, наказание, исправление». Он пояснил, что проблема «не связана с тюремной системой», ведь число отправляемых под стражу граждан зависит от следствия, прокуратуры и суда.

В свою очередь, ФСИН лишь выполняет принятые решения, обеспечивает условия и режим содержания арестованных. Тем не менее, подчеркнул Гостев, пенитенциарная система делает все возможное для устранения проблемы переполненных изоляторов. Как уже писала «НГ» (см. номер от 18.10.23), чтобы сократить контингенты СИЗО, людей нередко отвозят в колонии до вступления в силу их приговоров. То есть пока еще обвиняемого отправляют по этапу, чтобы затем привезти его обратно в суд, а оттуда – уже опять в колонию. Пока наматываются тюремные километры, гражданин находится в тяжелых условиях, но главное – он фактически лишен юрпомощи.

На эту проблему, поднятую «НГ», обратили внимание в президентском Совете по правам человека (СПЧ). И вице-президент российского подразделения Международного комитета защиты прав человека Иван Мельников подтвердил, что речь идет о незаконной практике, которая стала уже почти повсеместной. Однако в ответ на критику таких решений от УФСИН Москвы последовало предложение иного выхода: временно помещать людей в столичные ИВС. Мол, и сейчас есть такие случаи, но единичные. Правозащитники считают, что и такой вариант также «заметно ухудшит права заключенных» хотя бы потому, что условия содержания в ИВС хуже, чем в СИЗО, ведь они не предназначены для длительного содержания арестантов.

Как пояснил «НГ» Мельников, содержание подозреваемых и обвиняемых в ИВС строго регламентировано. Возможно этапирование на не более чем 10 суток в месяц в период проведения следственных действий. Некоторые следователи, чтобы не тратить время в гигантских очередях на вход в СИЗО, так уже и делают. Однако «регулярно граждане жалуются на то, что в ИВС пребывание менее комфортно», например, туалеты представляют собой, просто говоря, дырку в полу. При этом Мельников подчеркнул: от тюремщиков в последнее время исходит все больше «креатива» по разгрузке СИЗО, но все они идут в ущерб правам человека. «Если так пойдет и дальше, то людей могут предложить держать в ямах, чтобы не было перелимита, а какие-нибудь «лояльные общественники» с радостью поддержат такую инициативу», – возмутился он.

К тому же непонятно, заметил Мельников, на каком основании инициативу по ИВС можно реализовать? Они подведомственны МВД, а не ФСИН. Однако если все, как обычно, делать для удобства правоохранителей, то тут законность будет уже делом вторым. Показательно, что при этом никто не хочет посмотреть на возможные решения самой причины возникновения данной проблемы, то есть «с точки зрения уменьшения количества самих арестантов, а не их миграции в другие камеры».

Доктор юридических наук Илья Шаблинский тем не менее отметил, что если бы ему пришлось выбирать между ИВС и этапированием в СИЗО, находящийся в другом регионе, то сам он предпочел бы ИВС. Он пояснил это так: условия содержания в ИВС примерно такие же, что и в СИЗО, хотя могут быть и хуже. Возможность иметь определенную одежду и продукты – и там и там примерно одинаковые. И там и там, кстати, есть карцеры, напомнил Шаблинский. «Как член СПЧ, я бывал и в ИВС, и в СИЗО, и не заметил особой разницы – но опытные адвокаты говорят, что ИВС хуже. Однако само по себе этапирование в ужасных условиях в другой регион для некоторых категорий людей может оказаться крайне тяжелым испытанием. Для пожилых и больных, в частности. Лучше, по-моему, если человек остается в том же регионе», – подчеркнул он.

Член СПЧ Александр Брод пояснил «НГ», что пока это лишь предложение УФСИН Москвы. Его «никто не узаконил», просто ведомства ищут выход из сложившейся ситуации. Сам он считает, что перемещения в ИВС не должны стать нормой: «ИВС не предназначены для длительного содержания подозреваемых или обвиняемых. ИВС нужно специально готовить к временному размещению, а иной раз и переоборудовать». Брод рассказал, что из разных регионов правозащитники сообщают о вопиющих проблемах, которыми страдают ИВС. Это та же «переполненность, отсутствие необходимого медицинского обеспечения». «Нет элементарных удобств: отсутствие постельных принадлежностей, плохое качество воды, питания, темные и сырые камеры, отсутствие унитазов, где-то даже используются бачки, духота», – заметил Брод. По его словам, на сегодняшний день выход видится в применении альтернативных мер пресечения, не связанных с помещением под стражу, соблюдении законных сроков следствия. Это и позволит разгрузить СИЗО. Однако весь корень проблем – в репрессивном характере правосудия, который обострился в период СВО, потому что «порой применяются не правовые, а политико-охранительные показательные подходы».

Напомним, что общественники неоднократно жаловались – дескать, отдельные СИЗО переполнены настолько, что их обитателям приходится спать по очереди. Но под домашний арест следователи отправляют обвиняемых неохотно, суды же автоматически удовлетворяют около 90% ходатайств о заключении под стражу. Продление ареста одобряется и вовсе в 97–98% случаев. И недавно председатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев в очередной раз призвал нижестоящие инстанции реже применять аресты, а чаще – проявлять гуманизм, назначая альтернативные меры пресечения. И он опять подтвердил, что такое «укрепление правовой защищенности подозреваемых и обвиняемых» – это однозначная правовая позиция ВС. Но судьи боятся принимать мягкие решения, чтобы не ругаться со следователями и не быть заподозренными, скажем, во взятках. 


Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
1824
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
2146
Россия может победить в санкционной битве с Западом

Россия может победить в санкционной битве с Западом

Михаил Сергеев

Правительству РФ советуют восстановить стимулы для частных инвестиций

0
2209
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
1649

Другие новости