Совет судей РФ разрабатывает тактические меры по борьбе с системным дефицитом кадров. Фото с сайта www.ssrf.ru
Совет судей РФ предложил установить законом компенсацию расходов на переселение судей с членами их семей на другое место работы. Это должно устранить дисбаланс в социальных гарантиях служителям Фемиды по сравнению с другими федеральными чиновниками, в том числе из силовых ведомств. Существующее неравенство способствует тому, что квалифицированные специалисты неохотно едут, например, в новые субъекты РФ в Донбассе и Новороссии.
В Совете судей уже разработан законопроект, предусматривающий установление материальных гарантий для тех, кто меняет место службы в результате горизонтальной ротации. Отмечается, что за последние годы количество случаев таких переездов значительно возросло. И не только из-за четырех новых субъектов РФ.
Проблема с переселением служителей Фемиды выявилась, в частности, в ходе комплектования кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции. А еще существенной ротации кадров способствовало введение ограничения для председателей судов, которые не могут занимать свой пост более двух сроков. Кроме того, иногда перевод осуществляется вовсе не по инициативе самого судьи, а, например, в случае упразднения суда. В Совете судей подчеркивают, что в отличие от сотрудников других федеральных органов действующим законодательством не предусматриваются компенсации расходов судьям и членам их семей при переезде. Предлагаемый законопроект «направлен на защиту прав судей и укрепление их статуса»: «Он предусматривает возмещение в размере и порядке, установленных Судебным департаментом при Верховном суде (ВС) РФ по согласованию с Советом судей».
Помимо этого Госдума в октябре, видимо, выйдет на первое чтение инициативы ВС РФ о соцгарантиях для судей в отставке из ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей. За таковыми судьями сохраняется право на ежемесячное пожизненное содержание в размере не ниже тех выплат, которые они получали до вхождения регионов в состав России. Кстати, будет возможность выбрать не пожизненное содержание, а обычную пенсию, получив и выходное пособие, и доплаты за выслугу лет на условиях, приравненных к общефедеральным.
По мнению члена Ассоциации юристов России Ивана Курбакова, инициатива Совета судей – это не техническое нововведение, а «мера, необходимая для поддержки стабильности судебной системы в условиях ее реорганизации». Если укрепить статус судей и сделать их работу более привлекательной, то, следовательно, сократится и кадровый дефицит в новых и реорганизованных судах. А еще будут сглажены трудности, связанные, к примеру, с принудительными переводами при упразднении судов или ограничении срока для председателей. «Многие судьи отказываются от переезда, так как это связано со значительными финансовыми и бытовыми трудностями: покупкой или арендой жилья, перевозкой имущества, устройством детей в образовательные учреждения», – напомнил Курбаков. Ликвидируется и неравенство с другими госслужащими, подтвердил он, ведь, скажем, сотрудники силовых ведомств при переводе получают соответствующие компенсации. Между тем нехватка судей в некоторых регионах приводит к задержкам в рассмотрении дел и повышенной нагрузке на остальных судей. Все это снижает качество правосудия и, конечно, повышает риск, что из-за кадрового дефицита могут быть назначены неопытные или недостаточно квалифицированные судьи.
Однако, считает Курбаков, предлагаемая Советом судей мера лишь частично решит проблему. «Финансовая поддержка усилит мобильность судей», но сама по себе компенсация расходов – это только часть решения. Многие судьи все равно будут отказываться от переездов, особенно в отдаленные или неблагополучные регионы. И это не решает проблему кадрового дефицита в долгосрочной перспективе, подчеркнул он. Курбаков полагает, что для полноценного решения нужен комплексный подход: повышение зарплат судей в регионах с кадровым дефицитом, особенно в новых субъектах РФ, жилищные субсидии, льготы на ипотеку, социальные гарантии для семей вроде помощи в трудоустройстве супругов, места в детсадах и школах. А также различные программы адаптации и упрощение процедуры перевода.
Федеральный судья в отставке Сергей Пашин согласен, что государство должно платить подъемные и обеспечивать льготами людей, которые согласились работать в несколько худших условиях. Другое дело – насколько такие рычаги будут эффективными? Деньги, по его мнению, вряд ли могут стать решающим фактором – разве что очень большие. К тому же, сказал он «НГ», «суды и сами не хотят быть укомплектованными». На сегодняшний день даже в столице в некоторых дефицит кадров на уровне 20–30%. И не только потому, что «сама работа каторжная, а вознаграждение за нее – относительно скромное», еще одна из причин – это «постоянное давление, когда органы судейского сообщества могут расправиться с любым судьей и под любыми предлогами». По словам Пашина, «тут и денег никаких не захочешь». При этом он заметил, что кадровые дыры можно было бы больше заполнять кандидатами в судьи, к примеру, из числа действующих адвокатов или ученых, однако «тут у чиновников чисто бюрократическое представление»: «Они полагают, что адвокатам в судьи нельзя, а также любым юристам, которые не были в связке с государством. Так что пусть уж лучше будет дефицит».
Как сказал «НГ» член президентского Совета по правам человека Александр Брод, судебная система находится не в лучшем состоянии. Например, в прошлом году на заседании Совета судей прозвучала информация, что кадровый дефицит составляет около 20%. А если в количественном выражении, то судам всех юрисдикций не хватает примерно 6,5 тыс. человек. Среди главных причин дефицита назывались низкие зарплаты, колоссальная нагрузка и профессиональное выгорание, а еще высокие требования. Потому-то по достижении 20-летнего стажа многие судьи стремятся уйти в отставку на пожизненное содержание. «Одним словом, миграция судей тут особо не поможет», – заметил Брод.
В то же время, отталкиваясь от своей правозащитной практики, он напомнил и об общественном недовольстве судебными приговорами, правосудие в основном носит обвинительный характер, количество оправданий крайне мало. Скажем, недавно, рассказал Брод, он столкнулся с ситуацией, когда человека освободили по УДО, но после протеста прокуратуры это решение в новом судебном заседании отменили. «Правосудие у нас крайне неравномерное. Допустим, в законодательстве есть прямая норма об отсрочке наказания для женщин с малолетними детьми. А на деле есть примеры их посадок. Зато чиновникам за хищения и расточительство порой выносят весьма легкие приговоры», – посетовал правозащитник.
Это хорошо, что Совет судей предлагает увеличивать довольствие судей, с формальной стороны – совершенно правильная мера, нужно укреплять судебную систему. Но не следует ограничиваться раздачей «слонов и подарков», подчеркнул Брод: «Нужно думать над укреплением не только финансовом, хотелось бы видеть наше правосудие более прозрачным и независимым от органов исполнительной власти, от политических решений». То есть должна начаться реальная реформа правосудия. И напомнил, что недавно, выступая на Высшей квалификационной коллегии судей, кандидат на пост председателя ВС РФ Игорь Краснов рассуждал о необходимости увеличивать доверие к судебной системе – граждане должны находить справедливость в рамках закона. «Это требует целого комплекса мер, в том числе и укрепления в судах статуса защиты, а также экспертного сообщества. Посмотрим, что в этом направлении предложит новый глава ВС РФ», – подытожил Брод.