0
786
Газета Премии Интернет-версия

29.11.2001 00:00:00

Идеальная премия

Тэги: премии, литература


СНАЧАЛА одно наблюдение псевдосоциологического характера. Как-то раз в известное в Москве заведение, совмещающее общепит с книготорговлей, зашла провинциальная семья - отец, мать и двое детей: дочь лет семнадцати и сын лет четырнадцати. Заказав чаю с пирожными, семья, за исключением отца, встала из-за столика и отправилась выбирать книги. Отец же остался сидеть и контролировать процесс. Выбрав очередную книгу, дочь, сын или мать подходили к отцу и спрашивали у него, стоит ли книга того, чтобы купить ее и увезти с собой в какой-то далекий город, где книготорговля налажена не так хорошо, как в известном заведении, совмещающем ее с общепитом.

Минут сорок спустя на столике высилась стопка из двадцати книг как минимум. Среди авторов были: Довлатов, Набоков, Бродский, два тома из "Библиотеки поэта", что-то про Сталина и т.д. То есть нормальный такой ряд, если забыть, что на дворе был 2001 год, сентябрь месяц.

И еще была одна странность: проходя мимо относительного "свежака" - Сорокина, Елизарова, Кононова, Мамлеева - семья книгочеев вообще никак на эти книжки не реагировала. Они для нее просто не существовали. Слепое пятно, пустота. Про Пелевина, Акунина, Юзефовича и Толстую я уж и не говорю.

При чем здесь Пелевин? А вот при чем. На днях Борис Кузьминский, ныне курирующий в ОЛМА-Пресс художественную литературу, дал интервью "Граням.Ру", где помимо прочего в который раз напомнил о том, что по содержанию, условно говоря, "читательской потребительской корзины" между Москвой и провинцией дьявольская разница. Дословно: "Если отъехать куда-нибудь на Урал - я уже не говорю о Сибири и Дальнем Востоке - там Пелевина только начинают читать студенты продвинутых университетов". Не знаю, откуда у Кузьминского информация насчет продвинутых университетов, но в целом такое описание, безусловно, адекватно ситуации.

При чем здесь премии? А вот при чем.

Следуя классическому определению формалистов, критерий литературности - отстранение. Иными словами, литература характеризуется тем, что нарушает автоматизм восприятия, обновляет чувствительность читателя. Проще говоря, литература существует постольку, поскольку в игру вводится нечто новое.

Даже невооруженным глазом рассматривая социокультурный текст "литературная премия", читатель убеждается, что уж чего-чего, а новизны как таковой в этом тексте нет. Скорее напротив, автоматизм восприятия не только не нарушается, премия - любая премия - только тем и обеспокоена, что укрепляет этот автоматизм, переводит его в разряд нормального и даже обязательного явления. Горизонт ожидания не расширяется, а фиксируется, и из воображаемой линии, где земля сходится с небом, превращается в бетонный бордюр тротуара. Автоматизм чьего восприятия нарушает вручение премии Б.Акунину или М.Шишкину? Автоматизм московского читателя? Или, может быть, московского литературного обозревателя?

Литературные премии в том виде, в котором они представлены на сегодня, являют собой глубоко порочную практику. Существуют они, по сути дела, исключительно в столичном медиапространстве. В то же время никакого реального эффекта в этом пространстве они не производят, по той простой причине, что в столице (или в столицах) есть другие, гораздо более очевидные критерии литпроцесса, начиная с приятия/неприятия тусовкой и заканчивая реальными - и, что важно, публикуемыми - рейтингами. В медиапространстве провинции литературных премий просто не существует. Канон, который призвана утвердить любая премия, существует уже до нее и помимо нее - и существует в ограниченном, пусть и крайне насыщенном пространстве столицы. Другими словами, литературная премия на данный момент - явление избыточное.

Как-то "размочить" ситуацию мог бы только предельно радикальный проект, суть которого - в переносе премий из столицы "в народ". Идеальная премия должна быть бродячей, как цирк шапито. Вручать в Москве ее ни в коем случае нельзя. Действо нужно перенести в провинцию - перемещаться, согласно заранее выработанному плану, из города в город, начиная с Воронежа и заканчивая Владивостоком. Пусть все происходит вдалеке. Пусть там статьи пишут и книги продают. И церемонии награждений пусть проводят там. Опыт показывает, что хороший ресторан и приличную гостиницу найти можно практически везде.

Под следующие выборы, например, можно денег срубить. Или прямо сейчас попросить у МПС спецбронепоезд - им отбеливающая PR-акция не помешает, а людям приятно будет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Тюремной системе полностью отдали контроль над УДО

Тюремной системе полностью отдали контроль над УДО

Екатерина Трифонова

Осужденные получат свободу с большим числом условий, возвращать за решетку можно будет действительно досрочно

0
527
Ускоренное строительство жилья спасет экономику

Ускоренное строительство жилья спасет экономику

Михаил Сергеев

В академической среде предложили план роста до 2030 года

0
674
КПРФ объявляет себя единственной партией президента

КПРФ объявляет себя единственной партией президента

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Предвыборную риторику левые ужесточают для борьбы не за власть, а за статус главной оппозиции

0
641
Сорвавший заказное убийство Андриевский стал жертвой мести

Сорвавший заказное убийство Андриевский стал жертвой мести

Рустам Каитов

Приговор Изобильненского районного суда заставил обратить внимание на сохранившееся влияние печально известных братьев Сутягинских

0
553