0
6644
Газета Тенденции Интернет-версия

17.05.2017 00:01:00

Эллинский вызов Элладской церкви

Тэги: язычество, греция, афины, православие, признанные религии, конституция, ес, политика, ysee, свобода совести, олимпийские боги


язычество, греция, афины, православие, признанные религии, конституция, ес, политика, ysee, свобода совести, олимпийские боги Греческие противники «Византии» намерены обзавестись храмом в Афинах. Фото сайта www.ysee.gr

Как заявило 10 апреля с.г. руководство Высшего совета этнических эллинов (Supreme Council of Ethnic Hellenes, или же SCEH в англоязычной аббревиатуре), власти Греции официально утвердили реконструированную религию древних греков в качестве одной из «признанных религий» (подробнее — в «НГ» от 19.04.17). Таким образом, те, кто исповедует этническую религию эллинов, получили гарантированную Основным законом страны возможность добиваться разрешения на строительство собственных храмов в Греции и беспрепятственно совершать богослужения. Для Греции, Конституция которой фиксирует доминирующую роль Православной церкви, это серьезный шаг навстречу новым религиозным движениям. С энтузиазмом воспринимают приобретенный статус и сами последователи современного «эллинизма», добивавшиеся признания более 20 лет.

Греческая Конституция закрепляет особый статус православия в стране и запрещает прозелитизм. Более того, выработку религиозного сознания она называет одной из главных задач системы образования Греции. Ежегодный отчет Госдепа США о состоянии религиозной свободы в Греции за 2015 год (последний, доступный на сегодняшний день) свидетельствует о том, что гражданские и уголовные суды страны рассматривают случаи богохульства. Тем не менее неприкосновенность свободы вероисповедания и равенство «признанных» религий с «преобладающей» – православием – также прописано в Основном законе страны. Так, печатные материалы, в которых содержатся оскорбления в адрес «христианства или любой другой из признанных религий», могут быть изъяты из обращения. Однако самое важное право, которое греческое законодательство закрепляет за «признанными» религиями, – это возможность регистрировать юридические лица, частные школы, благотворительные учреждения и другие некоммерческие организации.

В вопросах официального признания и регистрации юридического лица греческие неоязычники ненадолго отстали от других религиозных организаций. Католическая и Англиканская церкви, две группы евангельских христиан, а также целый ряд восточных Церквей смогли подать запрос о регистрации собственных юридических лиц только в 2014 году, когда был принят закон № 4301 «Об организации законных форм религиозных сообществ и их структуре». Пункт 17 этого закона позволяет религиям, для которых в силе разрешение на организацию места для молитвы, быть признанными в явочном порядке – именно он и помог эллинистам закрепить свой статус в Греции.

Тот же закон № 4301 устанавливает, что «признанной» религией может быть определена только та, чьи основные принципы четко выражены и не содержат тайных установлений, а исповедание бесплатно и общедоступно, и запрещает прозелитизм. Тем не менее признание не означает, что религиозные течения самоустраняются от проповеди и выработки идеологических установок. Для неоязычников, к которым принадлежат современные греческие эллинисты, это особенно актуально.

Неоязыческие течения континентальной Европы со времен своего зарождения в начале XX века были склонны инкорпорировать в свое вероучение концепции национального строительства и идеи о необходимых способах устройства национальных государств. Этим обусловлено их повышенное внимание к политике и стремление участвовать в политической и общественной жизни своих стран. Современные эллинисты в этом не являются исключением. «В Греции у язычников есть отличные, возможно, лучшие, чем в других частях Европы, предпосылки для того, чтобы стать важной социальной силой. Единственное, что им мешало до последнего времени, это чрезвычайно строгое законодательство в сфере религии, действующее в Греции. Но если этот барьер будет преодолен (а греческие неоязычники настроены очень решительно и заявляют о готовности привлекать европейские институты, такие как ЕСПЧ, которые скорее всего встанут на их сторону), греческое язычество, несомненно, станет влиятельной силой в стране», – считает кандидат философских наук, религиовед Станислав Панин. «Несмотря на большое влияние Элладской православной церкви, греческая культура непредставима без античного, то есть языческого, наследия. Поэтому разговор о язычестве в Греции – это разговор о величайшей эпохе в прошлом своей страны, когда она представляла собой одну из ключевых политических и культурных сил Средиземноморья. Причем в отличие от многих других ветвей европейского неоязычества у греческих язычников это прошлое не мифологическое, а вполне реальное: оно на виду, его значение всемирно признано, и такие имена, как Гомер или Платон, известны любому образованному человеку».

При этом спектр мировоззренческих и политических идей неоязычества достаточно широк и не сводится только к националистической повестке, в контексте которой принято рассматривать родноверов – российских представителей неоязыческих движений. «Современные язычники довольно различны по своим мировоззрениям и политическим взглядам. Например, виккане (британские спиритуалисты и реконструкторы «ведьмовства». – «НГР») и близкие к ним группы часто имеют левые симпатии: для них традиционными сферами интереса являются экология, феминизм, права сексуальных меньшинств. Язычники-реконструкторы, которые ставят перед собой задачу приближенной к историческим фактам реконструкции народной культуры, и традиционалисты, соединяющие неоязычество с идеями «интегрального традиционализма» Рене Генона, напротив, часто демонстрируют правые, консервативные симпатии. Поэтому однозначно сказать, что неоязычники придерживаются какой-то одной политической программы, нельзя. Напротив, позиции в языческом сообществе заметно поляризованы», – говорит Панин.

«Однозначно можно сказать, что по мере утверждения неоязычества как коллективной, а не только индивидуальной идентичности, оно все чаще задается вопросом о том, какие политические силы выражают его интересы, – уточняет религиовед. – Как и все граждане, неоязычники хотят, чтобы их интересы были представлены в парламентах и чтобы их права защищались на законодательном уровне. В последние годы тема язычества и политики обсуждается все более и более активно. В неоязыческой среде появляются и активно обсуждаются новые работы, например вышедшая в прошлом году книга «Языческий анархизм» Кристофера Томпсона. Это стало возможным благодаря тому, что, по мере правового признания неоязыческих групп в различных странах, у неоязычников появилась возможность открыто и напрямую отстаивать свои интересы».

Однако, учитывая закрепленное Конституцией положение православия в Греции и далеко не всегда позитивное отношение современных эллинистов к христианству, критику которого они ведут с позиций греческого традиционализма и приоритета национальной культуры, столкновение и конкуренция с христианами в политическом поле становятся весьма вероятными. Недавний акт вандализма в молодежной культурно-спортивной организации в Афинах (23 апреля у ее здания был разбит бюст богини Афины, который несколько лет назад был «ослеплен» – его глаза были замазаны черной краской) греческие язычники в опубликованном на сайте SCEH заявлении назвали прямым результатом культурного упадка «византийской» Греции, основной функцией властей которой является воспитание верноподданных православных. «Единственный выход для этого Византийского государства – услышать наш голос и немедленно изменить курс», – гласит заявление. При этом еще в 1997 году в своем первом пресс-релизе SCEH заявлял, что является организацией этнических эллинов, которые «стоически терпели систематическое (и совершенно не случайное) пренебрежение и разрушение нашего культурного наследия, памятников античности и нашего традиционного образа жизни со стороны «Греческого» государства, находящегося в рабстве у экономико-религиозного монстра».

Антихристианская направленность, вытекающая из неприятия глобализма в целом, для современных эллинов не уникальна – подобные идеи сопутствовали многим европейским языческим движениям. Кроме того, неоязычникам из Восточной Европы в XX веке была не чужда политическая борьба. Так, польская организация неоязычников Zadruga ведет свою историю от основанного в 1937 году одноименного журнала, основатель которого Ян Стахнюк был автором антикатолической концепции возвращения к праславянским корням Польши. Созданное в 1926 году латвийским этнографом и художником Эрнестом Брастыньшем неоязыческое движение Dievturiba, запрещенное на родине в середине 30-х за призывы к фашистскому перевороту, пережило в эмиграции советские репрессии и возобновило деятельность на родине в 1989 году. Наконец, литовская Romuva, которую основали в 1930 году Домас Шидлаукас и Гедиминас Бержанскис, как религиозная организация была зарегистрирована в 1991 году – ранее ее члены преследовались за антисоветскую деятельность.

Наибольший интерес к непосредственному участию в политике проявляет именно правое крыло европейских неоязычников, к которому можно отнести и SCEH. В рамках Европейского конгресса этнических религий (ECER) эллинисты сотрудничают и со своими российскими единомышленниками из Союза славянских общин Славянской родной веры (ССО СРВ). При этом свою численность SCEH оценивает в 2 тыс. человек, добавляя, что около сотни тысяч греков проявляют интерес к этнической религии. Признание дает организации шанс закрепиться и на политическом поле Греции. Учитывая повышенное внимание Российского государства к традиционалистским движениям внутри Евросоюза и наметившееся в последние годы сближение с Православной церковью, можно предполагать неожиданную реакцию на политическое усиление греческих язычников.    


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
447
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
555
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
469
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
387

Другие новости