0
1188
Газета Антракт Интернет-версия

22.11.2002 00:00:00

Мания босановы

Тэги: донато, босанова


К роялю бочком, бочком засеменил забавный бразилец. Его лицо было похоже на старый воздушный шарик: округлое и мягкое. Он шел неловко, как бы извиняясь: "Ничего, что я вас потревожил? Ничего страшного?" И он присел за рояль осторожно и неуверенно, как дальний родственник на еврейской свадьбе.

А в зале сидели дипломаты и бизнесмены. Застегнутые на все пуговицы, в строгих костюмах, невозмутимые и чопорные. Очень мало женщин и слишком много мужчин за 40.

Хорошие музыканты почти не похожи на людей. Они похожи на мифологических героев или сказочных персонажей. У Жоана Донато - брови дугами, вздернутые над глазами, глубоко спрятанными в их щели. Это делает его похожим на лягушку (так, кстати, и называется его альбом, выпущенный на студии "Элефант", - "The Frog"). Точнее - на мудрую жабу. Или на короля Абажа из Королевства кривых зеркал. Но с добрыми глазами.

Вслед за пианистом вышел потертый мулат в затрапезной кацавейке. И штанах такого же застиранного вида. Он притащил с собой лучистую улыбку и кепку. Весь его вид был воплощением чистой бедности (чистой сразу в двух смыслах - чистоты жанра и аккуратности). Это был старый барабанщик. И наконец, последним появился человек-контрабас, из бывших мачо (хотя мачо никогда не бывают бывшими). Он нес, как знамя, свою яйцеобразную голову с лысиной, блестящей, как улыбка. Просто Трус, Балбес и Бывалый! Что делала эта троица на официальном приеме в посольстве Бразилии?!

Играла босанову. И делала это так хорошо, как никто никогда в Москве. Жоан Донато, тихо наклонившись к микрофону, затянул занудно нечто вроде "тынды-рынды, тунду-рунду". А барабанщик - "тюк" - по тарелкам, не особенно утруждая себя. А контрабасист - "бррым" - по струнам, тоже без большого энтузиазма. Одним словом, три "сачка" на чужой вечеринке. Публика вежливо похлопала и заскучала.

Есть два основных способа привлечь внимание на сцене. Один простой - сразу заорать во всю мочь, чтобы слышно было за городом. Взлететь на помост взлохмаченным, там изойти кровью, бросить в зал потную майку... И убежать, оставив после себя толпу орущих и беснующихся фанатов. Вот путь рок-музыканта. У мастера босановы Жоана Донато совсем другой способ обернуть зрителей своими поклонниками - однажды и на всю жизнь. Он начинает очень тихо и очень медленно, а потом постепенно доходит до вершин. Не темпа, нет. И не силы звука. До вершин радости.

Любовь к босанове похожа на манию. Сначала начинаешь напевать в душе, потом заходишь в метро и поешь про себя. А вскоре оказывается, что и на рабочем месте бормочешь себе под нос однажды услышанную мелодию, а вечером ищешь латинский ресторан, чтобы спросить одно: "Простите, у вас есть босанова?" Так было со мной на следующий день после концерта Донато. И это было не только со мной. Один из моих соседей по залу (судя по внешности - бизнесмен средней руки) с восторгом рассказывал другу о поездке в Сан-Паулу. "Я привез оттуда кассет, наверное, двести", - говорил он. Друг скептически улыбался. Я тоже. Дело было перед концертом. Я еще не знал, что мания босановы заразна.

Это болезнь, которая подкрадывается незаметно. И вылечиться от нее невозможно. Когда Донато дошел до хитов (о! "Девушка из Ипанемы"...) - своих и чужих, - зал уже нельзя было узнать. Дипломатические попы ритмично ерзали по стульям, ноги бизнесменов сами собой пускались в пляс, а руки - в хлоп. Донато завел всех этих непробиваемых карьеристов как мальчишек. Никогда еще посольская Москва не видала такой душевной атмосферы.

В каждом посольстве есть свои художественные реликвии. Они говорят о стране больше, чем официальные речи и дипломатические улыбки. Портрет кайзера Вильгельма кисти Франца Ленбаха в резиденции немецкого посла или Альбер Марке в залах французского посольства - вот иллюстрации, отражающие дух страны. Но я люблю посольство Бразилии. За настенную роспись в дальнем зале. По узкой тропе посреди диких тропических лесов идут португальцы, настоящие потомки римлян. Ясно, что это властители будущей страны. За ними - наравне с мулами - тащат товары бедные негры: вот портрет людей дна, униженных и оскорбленных. А из чащи настороженно глядят индейцы на это торжество социальной несправедливости - ясно, что аборигены будут вытеснены на обочину. Им не место в новой культуре неравенства. Так происхождение бразильской нации и социальное положение разных рас - в яркой картинке - дано неизвестным мне художником.

Бразильцы родились из смеси племен. "От смешения рас рождаются люди талантливые, выносливые и сильные, способные победить нищету и отчаяние, творить повседневно красоту, утверждая жизнь", - как писал Педро Аршанжо, этнолог и весельчак. "Придет день, когда все перемешается окончательно: все, что сегодня - магический обряд и выражение борьбы бедного люда, праздник в кругу негров и метисов, запрещенная музыка, недозволенные танцы, кандомбле, самба, капоэйра, - все это сольется в единый праздник бразильского народа", - говорил Педро Аршанжо профессору Фраго Нето. И родилась босанова. Или "Самба-джаз", как называлась пластинка Стэна Гетца, вышедшая 40 лет тому назад. После этого мир начал учить странные на звук имена. Антонио Карлос Жобим. Жоан Жильберто. Жоан Донато. И даже Милтон Банана. Бессмертные духи бразильской культуры.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
755
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
886
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
441
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
303

Другие новости