0
1433
Газета Антракт Интернет-версия

08.06.2007 00:00:00

Винзавод. Российская идеология и мировая практика

Тэги: винзавод, искусство, троценко


винзавод, искусство, троценко Офис в ангаре.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)

– О культурных кластерах в российской прессе уже немало сказано. Отмечена тенденция – заселять бывшие промзоны искусством. Они облагораживают облик города. И вообще – это модно. К тому же большинство российских музейных пространств современному искусству давно неадекватны. Если говорить о проекте «Арт-центр «Винзавод», сколько здесь прагматики, а сколько стихийного успеха, безотчетного стремления к оригинальности.

– Насколько осознанно произошло то, что здесь возник центр современного искусства? Это абсолютно осознанно. На 200 процентов. Это было первичное решение. Вся конструкция арт-центра тщательно продумывалась. Об успехе пока рано говорить, не могу сейчас уверенно сказать, что мы его уже достигли. Об этом больше вам судить, мне кажется, нам есть еще к чему стремиться.

– У человека, постоянно сканирующего культурную действительность, складывается впечатление, что «Винзавод» стал модным местом в одночасье.

– На самом деле проекту два года. Два года мы его воплощаем в реальность. А как замысел он возник еще раньше.

– С чего началось то, что вы задумали?

– Проект начал всерьез обсуждаться в конце 2004 года, привлекалось большое количество людей, по ходу многое менялось. Первым крупным публичным проектом был «Верю». Сейчас здесь уже открыты галереи, экспозиции работают. То, что мы когда-то задумали, живет. Есть два выставочных зала. Когда они будут заполнены программой, такой, которая по отражению современного состояния культуры будет лучшей в Москве, я буду считать, что мы достигли желаемого результата.

– Насколько вы учитывали мировой опыт? Сохо, Ист-Виллидж, Челси тоже в свое время преобразовали трущобы в модные места. Превратили пустыри в жизненно важные культурные пространства.

– Мы, конечно же, изучали то, что происходит в Лондоне, Нью-Йорке, Европе. Было странно, что в Москве нет аналогов существующим там центрам притяжения арт-атмосферы. Хотелось что-то такое создать. Причем объем культурных событий, происходивших в единицу времени, требовал места, структурирующей базы.

– А поправка на российскую действительность?

– Вы правы, у нас все иначе. Я считаю, что Москва – один из самых энергичных городов в мире. По накалу эмоций и частоте смены событий не буду утверждать, что она превзошла Нью-Йорк или тот всплеск, который происходит сейчас в Китае. Но она на уровне – это очевидно. Хотя в Лондоне, например, все это происходило в ином порядке. Сначала заброшенные ангары осваивались художниками, какой-то случайно попавшей туда культурной публикой. Уже потом они туда переселялись, потом вокруг возникали галереи, переезжали магазины определенного уровня и качества, естественно, как-то связанные с арт-сообществом. Все это продолжалось десятилетие. Москва перескакивает этапы. Мы не можем себе позволить идти к цели так медленно. У нас все гораздо быстрее.

– Теперь это искусственный процесс?

– Планируемый, и обязательно присутствует экономическая целесообразность.

– Распространенное мнение – центра современного искусства, соответствующего актуальному спросу на него в обществе, в Москве нет. Каковы ваши шансы занять это место?

– Нам хотелось бы его занять. Эта площадка – 20 тысяч квадратных метров. Может, это не так много, как хотелось бы, но для освоения существующих потребностей, о которых мы говорили, этого сейчас вполне достаточно.

– И все же это не первый опыт. Есть проект Fabrika в Переведеновском переулке, пространство бывшей фабрики «Красный Октябрь», Арт-Стрелка и прочее. Существует ли конкуренция или вы не мешаете друг другу?

– Думаю, мы занимаем разные ниши. Мы не конкурируем, а помогаем друг другу в том, чтобы привить публике определенный вкус. Знание того, что появляются места, где можно получить какой-то вполне определенный комплекс эмоций и впечатлений, связанных с современным искусством. Но темы разные. Арт-Стрелка – проект, который задумывался на три года. Он замечательно организован, и хотя был задуман как нечто недолгосрочное, эфемерное, существует уже больше трех лет, что, впрочем, свойственно многим явлениям современной культуры.

Проект Fabrika, который возник раньше нас на год, вынужден сосуществовать параллельно с производством. У них другие задачи – заполнить культурной жизнью свободные от производства площади. Там, кстати, преобладают люди, связанные больше с театром. ArtPlay фокусирует дизайн и архитектуру. Наши основные направления – это именно современное искусство, а также фотография, мода, графический дизайн.

– Это замысел арт-дилеров или личные предпочтения идеологов проектов?

– Скорее это личные предпочтения плюс сложившаяся конъюнктура.

– По какому принципу отбираются проекты, которые будут с вами сосуществовать, жить, взаимодействовать? Вопрос коммерческого успеха, творческий интерес либо непременное совпадение того и другого?

– Смотря какие проекты вы имеете в виду. Первое направление нашей деятельности – сдача помещений в аренду, в том числе и галереям. Второе – несколько выставочных программ. Есть коммерческие мероприятия – проведение лекций, презентаций, церемоний. Вторая часть – выставочная деятельность.

– Они концептуально никак не перекликаются? Это идейно разные вещи? Сегодня читает лекцию британский архитектор – завтра дефиле австралийских дизайнеров.

– Главная идея всего здесь происходящего одна – собрать все актуальное, современное и значимое. Пока мы в основном имеем дело с художественными и фотопроектами, но хотим освоить и архитектуру, качественный промдизайн и современный театр. Осенью проходил фестиваль нового европейского театра (Net), у нас была одна из площадок.

– Может сюда, условно говоря, прийти какой-то неизвестный художник и сказать: «Сдайте мне помещение, здесь будут моя мастерская и мои выставки». Или вам обязательно нужно знать, насколько он перспективен, моден, успешен?

– Конечно, успешность будет главным критерием. Арендаторы сюда подбирались по принципу значимости предлагаемой ими идеи. Здесь те, кто уже себя зарекомендовал. Не люблю слова «модный». Но тем не менее. Хотя есть и люди, с которыми все начиналось с нуля. Но все, кто здесь собрался, горят своими идеями.

– Эстетика «Винзавода», безусловно, несет в себе определенный месседж. Например, хотите быть модным – извольте месить щебенку на пути к новой актуальной галерее. Пока публику это забавляет. Но, например, на открытии выставки «Супрематический эпос» от избалованных архаической культурой гостей приходилось слышать: «Вот хорошо бы тут газончик разбить, а тут – скульптурку поставить». Вы что-то планируете здесь радикально преобразовывать?

– Об этом надо разговаривать с нашим главным архитектором Александром Бродским. Он уже многое изменил.

– Вы не боитесь, что скоро случится, как это часто бывает, перемещение акцентов? Богемное место сначала становится многолюдным, потом модным, потом популярным, потом выходит в тираж, и настоящие художники уходят в поисках более тихих мест.

– Я вам больше скажу, в Москве этот риск особый. Она настолько динамична, что здесь процессы обесценивания большим трудом завоеванного подчас происходят молниеносно. Но наша задача в том и состоит, чтобы как можно дольше оставаться актуальным местом для актуальных людей.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Афоня» наоборот

«Афоня» наоборот

Арсений Анненков

Исполнилось 55 лет роману Марио Пьюзо «Крестный отец»

0
283
Никто не терпит писателей

Никто не терпит писателей

Максим Валюх

Стихи про особую осторожность и уточек, которые интереснее выставок

0
194
Блуждающие в катакомбах

Блуждающие в катакомбах

Андрей Мирошкин

Что ищут под землей ученые и путешественники

0
100
Дом табачного магната

Дом табачного магната

Андрей Мирошкин

Михаил Булгаков и другие жители Большой Садовой, 10

0
132

Другие новости