0
3579
Газета Наука и технологии Интернет-версия

11.06.2008 00:00:00

Инновационная политика и наука

Марк Рац

Об авторе: Марк Владимирович Рац - доктор геолого-минералогических наук, профессор.

Тэги: россия, политика, наука


Если сопоставить научную политику с политикой власти в целом, можно заметить одно любопытное явление. В «большой политике» упор делается на самобытность России, национальную культуру, «суверенную демократию», на выработку собственного пути в будущее. Но как только речь заходит о политике в сфере науки и инноваций, мы старательно следуем в кильватере Запада. С одной стороны, это понятно: наука универсальна, и законы Ньютона действуют одинаково, что на Западе, что на Востоке. С другой – все же странно: не смешиваем ли мы содержание науки с ее организацией, а науку с инновационной деятельностью? Может быть, как раз здесь следовало бы подумать о собственном пути?

Истина или эффективность

Дело это, конечно, очень деликатное, и автор ступает на тонкий лед: нетрудно вспомнить, к чему привел собственный путь в науке немецкую физику или советскую биологию, да и абсолютное лидерство Запада по части инноваций в Новое время вряд ли можно оспорить. Но думается, что предмет для размышлений здесь есть, а отправной точкой для них может послужить публикуемая статья.

В последнее время наметились заметные сдвиги в понимании инновационной политики, нашедшие в том числе выражение и в материалах «НГ-Науки». Мне хотелось бы в связи с этим выделить и подчеркнуть некоторые тенденции, которые представляются наиболее перспективными. Все это, однако, достаточно спорно, и я ориентируюсь не на то, чтобы выписать рецепты «правильных» действий, а на дискуссию и обсуждение: ведь построение (или выращивание?) национальной инновационной системы (НИС) – дело само по себе беспрецедентное. То есть представляет собой крупнейшую инновацию.

Для начала можно напомнить об одном банальном, но часто забываемом различии между наукой и политикой: наука претендует (и имеет для этого свои основания) на истину, в то время как политика может апеллировать лишь к своей эффективности, как правило, нестабильной и далеко не бесспорной. Никакой научно обоснованной политики не бывает, и это касается как политики в сфере науки (для краткости я буду говорить о научной политике), так и инновационной политики, смешивать которые, между прочим, отнюдь не следует. Лучше поздно, чем никогда, инновационная политика поставлена сейчас во главу угла, а какое место при этом будет занимать наука и какая роль ей выпадет в развитии страны – отдельный вопрос.

Внедрение и инновации

Переход от привычной советской формулы «внедрения достижений науки в практику» к инновационной деятельности – первое и, на мой взгляд, решающее условие успеха, влекущее за собой множество не до конца отрефлектированных нами последствий. Дело не в словах: за словами стоят две принципиально разные модели обновления (линейная и нелинейная), две разные стратегии и даже идеологии действий. В грубой схеме картина выглядит так.

Идеология внедрения строилась на представлении о том, что главное – это само новшество («тело новшества» – открытие, изобретение), с него все начинается. Если его нет, то и говорить не о чем; если оно есть, то все остальное – дело техники, как в точном, так и в расширенном значении этого слова. Триада такая была знаменитая: наука – техника – производство.

По сию пору все наши проблемы объясняются некоей роковой «невосприимчивостью» советской хозяйственной системы к новшествам, но этой системы давно нет, а проблемы остаются. Дело в том, что «невосприимчивость» – только одна сторона дела, другая – порочность самой идеи внедрения. Если нечто новое начинает извне «внедряться» в сложившуюся систему деятельности, последняя должна либо перестроиться, либо отторгнуть новшество, причем (NB!) это не зависит от ее собственного устройства. Плановая она, рыночная или еще какая-нибудь – любая сложившаяся и исправно функционирующая система деятельности будет отторгать любую попытку ее перестроить.

Но мало того, что перестройка происходит только вынужденно (это мы уже осознали): она обычно захватывает гораздо более широкую область, чем покрываемая «телом новшества». Например, хотим поменять инструмент, а менять приходится организацию и оплату труда, нормы выработки; меняется при этом качество и себестоимость продукта, а вместе с тем и условия его сбыта, конкуренции...

Идеология инноваций диаметрально противоположна внедренческой.

В этом случае совершенно неважно, есть новшество или его нет, важно совершенно другое: устраивает ли нас сложившаяся система деятельности. Если мы довольны, то говорить не о чем. А вот если нет, то все отсюда и начинается: с тщательной прорисовки и анализа ситуации, где выявляются узкие места, «тромбы» в сложившейся системе, ставятся проблемы и задачи, формируются программы и планы их решения.

Многое можно сделать наличными средствами: этим и занимаются предприниматели (в отличие, как учил Йозеф Шумпетер, от бизнесменов). Но часто, когда наличными средствами обойтись не удается, возникает спрос на новые знания, необходимые для решения поставленных проблем и изменения исходной ситуации. Спрос рождает предложение: рыночная система (вот здесь это важно) устроена так, что необходимые знания будут выработаны, а изобретения сделаны.

Другое дело, что ждать этой счастливой минуты можно долго. Поэтому важно, с одной стороны, вести непрерывный мониторинг, причем не только своей системы, но и ее деятельностного окружения вместе с их взаимосвязями, отслеживать процессы эволюции всего этого, прогнозировать ближайшие состояния и формировать упомянутый спрос заранее. С другой – иметь развитую и главное – мобильную систему исследований и разработок, способную такого рода спрос (или даже прямые заказы) удовлетворять – здесь и находится функциональное место науки.

Привычные для нас проблемы внедрения при такой организации дела вовсе не возникают. Обновляемая система деятельности готова к перестройке в целом, место для новшества в ней готовится, а само новшество разрабатывается не «вообще», а применительно к данному случаю, прицельно.

В свете сказанного понятно, что пресловутый «переход к рынку» оказывается необходимым, но недостаточным условием смены внедрения инноваций: для этого нужно как минимум выстроить альтернативную практике «внедрения» технологическую систему. Об этом и идет речь, но я говорю «как минимум», потому что одновременно ломается не только привычная организационно-управленческая логика, требует перемен господствующая ментальность, но проглядывает и новая онтология, новая картина мира.

Прикладная и фундаментальная наука

Начал бы я этот разговор с замечания о том, что противопоставление инноваций внедрению сильно напоминает противопоставление прикладной и фундаментальной науки.

Это сходство, конечно, не случайно: собственно прикладная наука пусть неосознанно, но формировалась как таковая в логике инновационной деятельности. Но мы привыкли с большим пиететом и даже придыханием говорить о науке фундаментальной: ее судьба нас заботит больше. Я ничего не имею против фундаментальной науки, однако здесь необходимо разобраться. На протяжении ХХ века в мире мышления и деятельности произошли колоссальные изменения, и только структура сферы науки по большому счету осталась в нашем сознании без перемен. Хотя это отдельная большая тема, здесь надо хотя бы коротко сказать о кардинальных сдвигах, которые зреют в нашем понимании структуры мира науки (да и нашего мира в целом), но, поскольку это процесс исторический, пока еще чаще воспринимаются на уровне «сумасшедших идей».

Первая из зреющих перемен относится как раз к понятиям прикладной и фундаментальной науки. Мы различаем науки этих двух типов, отправляясь от их назначения и содержания: фундаментальные науки изучают устройство нашего мира, занимаются выработкой новых знаний о нем безотносительно к их (знаний) употреблению. На основе их достижений сформировалось наше научное мировоззрение. Науки прикладные, напротив, заняты решением задач, возникающих на производстве, в практике, причем решения эти по большей части связаны с достижениями фундаментальной науки.

Интересно, что ярлычки «прикладности» и «фундаментальности» повешены на эти науки сообразно нашему мировоззрению, в основе которого лежит грандиозная картина природы, а над ней уж надстраивается все, связанное с нами самими, нашим обществом, нашим мышлением и деятельностью. Крамольная идея о том, что этот «пирог» повернут в нашем сознании вверх ногами и его можно и нужно перевернуть, возникла лет тридцать назад.

Действительно, не вернее ли будет считать, что мы живем в мире мышления и деятельности, в мире человеческой практики, а представления о природе и ее объектах вторичны? То есть в мире вообще-то много чего «есть» и «существует» независимо от нас, но формы представления этого сущего вторичны и производны от нашего мышления и практической деятельности, в том числе научной.

Вопрос, что и говорить, философский, но его новое решение влечет за собой очень много практических следствий. Одно из них состоит в том, что ярлычки прикладности и фундаментальности на науках разного типа меняются местами. Перевернув «пирог» вверх головой, естественно считать фундаментальными науки, изучающие человеческую практику, наше мышление и деятельность, а исследования природы отнести к приложениям, к надстройке. Такая «рокировка» напрямую связывается с переходом от идеологии внедрения к инновациям: в первом случае мы движемся от открытий в мире природы к их внедрению в практику, во втором – от возникающих в практике проблем к их решению с помощью выработки необходимых научных знаний, в том числе о природе и ее объектах.

По содержанию новые фундаментальные науки объединяются тем, что ориентированы не на привычные нам «объекты» разного рода, а на мышление и деятельность, применительно к которым сама наша фундаментальная схема субъект-объектных отношений оказывается нерелевантной. Это опять же философия, но и у нее есть свои практические следствия. В частности, возникает новая версия системного подхода, полного переосмысления требует сложившаяся еще во времена Яна Аммоса Коменского и совершенно окостеневшая система образования, возникает принципиально новое разделение наук: наряду с классическим делением на естественные, технические, социальные и гуманитарные науки во всем их множестве выделяются деятельностно и объектно ориентированные науки. Мы еще очень мало знаем о мире мышления и деятельности, но то, что мы уже знаем, заставляет вспомнить строфу Ломоносова: «Открылась бездна звезд полна┘» Однако хватит философии, поговорим лучше о вещах практических.

Типы деятельности

Формирование национальной инновационной системы связано с возникновением новых и переосмыслением старых типов мышления и деятельности, специальностей и профессий. Я сразу отложу в сторону обширную и далеко выходящую за рамки нашей нынешней темы проблематику работы с будущим: прогнозирование, проектирование, программирование и т.д. требуют специального и систематического обсуждения даже в газетном формате. Но два слова здесь можно и нужно сказать об аналитических деятельностях, которые тесно связаны с наукой.

На страницах «НГ» уже мелькало упоминание о мониторинге как необходимом элементе НИС. Следует иметь в виду как минимум две его важнейшие ориентации: во-первых, это наблюдения за текущим состоянием «нашей» системы деятельности, с которой мы непосредственно работаем (вместе с ее окружением: об этом говорилось выше), и, во-вторых, за другими аналогичными и в особенности конкурентными системами. Думаю, что здесь все понятно без комментариев.

Однако принципиально важно отличать от мониторинга дополнительную и даже парную к нему хорошо известную проектировщикам систему авторского надзора за уже идущими инновационными процессами. (В связи с этим я хоть в скобках подчеркнул бы необходимость и важность для НИС самого института авторства, авторских прав и ответственности.)

Система авторского надзора имеет как минимум четыре функции. Первая из них – это сохранение и поддержание смысла инновации, притом что содержание ее может меняться сообразно непрерывно меняющейся ситуации (скажем, законопроект может модифицироваться в ходе парламентских дебатов). Вторая – анализ, артификация и использование на пользу дела происходящих перемен: авторский надзор потому и авторский, что творческий. Третья – рефлексия и коррекция используемых методов и средств реализации своего инновационного замысла. Четвертая – контроль исполнения намеченных перемен на заключительном этапе их реализации.

Если мониторинг и авторский надзор мыслятся как осуществляемые непрерывно, то в ходе продумывания и реализации инноваций в некоторых «особых точках» – на границах особо важных этапов жизненного цикла инновации – осуществляются еще две парные работы: изыскания и экспертиза. Первые призваны прорисовать ситуацию, сложившуюся к этому моменту в подлежащей обновлению системе и ее окрестностях, вторая – подвести итоги сделанному и скорректировать дальнейшие планы.

Понятно, что все подобного рода занятия должны организовываться и управляться, а автономное существование перечисленных типов деятельности (и вместе с тем их обсуждение) имеет тем больший смысл, чем масштабнее намечаемые перемены. В масштабах малого бизнеса все это сливается воедино, но на уровне, например, национальных проектов без такой дифференциации трудно рассчитывать на успех.

Специального обсуждения требуют, конечно, место и функции науки в рамках НИС. Место это важное и достаточно определенное: его не стоит преуменьшать, но не надо и преувеличивать. Здесь в придачу к сказанному выше я добавил бы только, что традиционная функция объектно ориентированной науки – обеспечение разработки новшеств – в рамках изложенных соображений дополняется не менее важной функцией научного обеспечения самой инновационной деятельности вместе с сопровождающими ее занятиями. Для этого, а прежде всего для обеспечения организации и управления инновациями, нужна деятельностно ориентированная наука, в области которой Россия пока сильно обогнала Запад. Пока┘

Полагаю, что значение сказанного для формирования научной политики не требует комментариев. Нанотехнологии – дело хорошее, но они, как и освоение космоса, могут быть важными элементами содержания работы НИС, но никак не могут обеспечить ее формирование.

В заключение надо заметить, что, в сущности, я не сказал ничего нового: все эти соображения, изложенные здесь в тезисной форме, едва обозначенные или даже оставшиеся за кадром, публиковались на протяжении последних двадцати-тридцати лет в различных специализированных изданиях. О некоторых из них рассказывалось даже на страницах «НГ» и «НГ-Науки». Думаю, однако, что времена меняются и сейчас какие-то из этих (пока еще «сумасшедших»?) идей могут оказаться полезными при обсуждении путей формирования НИС. Я бы даже рискнул предположить, что ориентация на высказанные соображения поможет нам как минимум избавиться от традиционной кампанейщины, отмечаемой специалистами в этом деле.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Президент оценил работу правительства над инфраструктурным планом

Президент оценил работу правительства над инфраструктурным планом

Михаил Сергеев

Глава государства поручил начать рассмотрение обращений граждан к новой «Прямой линии»

0
477
Регионы разделят на «доноров технологий» и «реципиентов инноваций»

Регионы разделят на «доноров технологий» и «реципиентов инноваций»

Ольга Соловьева

Вместо «размазывания» науки по стране появятся каналы распространения достижений в субъектах РФ

0
538
Коммунисты на местах осмеливаются не признавать итоги выборов

Коммунисты на местах осмеливаются не признавать итоги выборов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

ЦК КПРФ не мешает точечному обострению, но претензий к власти не обобщает

0
548
Правительство продолжает разгружать тюремную систему

Правительство продолжает разгружать тюремную систему

Екатерина Трифонова

Наказание в виде ограничения свободы дорабатывают в связке с принудительными работами

0
600

Другие новости