0
1879
Газета Стиль жизни Интернет-версия

16.09.2010 00:00:00

Ясновельможная панна

Игорь Михайлов

Об авторе: Игорь Михайлович Михайлов - прозаик.

Тэги: варшава, общество, обычаи, туризм


варшава, общество, обычаи, туризм Старо Място – борьба с соблазнами идет круглосуточно!

Чем так, интересно, была заинтригована Марина Цветаева, когда писала свой знаменитый цикл о Марине Мнишек? Только ли сходством имен? Или, насупив брови и собравшись предать анафеме самозванку, но плененная ее красотою преступной, она не могла сдержать вздоха восхищения?

– Грудь Ваша благоуханна,
Как розмариновый ларчик┘
Ясновельможная панна┘
Мой молодой господарчик┘

Может быть, Марина Мнишек олицетворяла для Цветаевой, в которой текла и польская кровь, саму Польшу?

Варшава

Гомон тысячи голосов, и все не по-русски. Перрон опускает с небес на землю. Вокзал, словно большой муравейник. Каждый муравей по известным ему тропам ходит взад-вперед и несет свою поклажу. И лица у всех уже другие. Нет нашей азиатчины, широких скул, толстых носов, грубой, необузданной красоты. Поляки – почти сплошь все круглоголовые, словно привыкли считать этот орган главенствующим над всеми остальными, круглые же глаза глубоко посажены в глазницы. Носы длинные – молоточком. Пани или барза сдобные, с убежавшей на край земли талией, или тонкие, узкобедрые. Чего-то среднего не дано. Но это вокзальная фауна. Что там будет дальше? Что там вообще будет? Хочется назад. Спрятаться и скрыться. К привычному, теплому, мягкому, вонючему, но своему. Зато там, откуда я приехал, все понятно и по-русски. А здесь – непонятно и по-польски. Пши-пши-пши – галькой прибрежной, сухим шелестом, открываемой пробкой шуршит польская речь. Круглые головы, как круги на воде, в которой вот-вот пойдешь ко дну.

Первые впечатления от «ясновельможной панны» – легкое разочарование. Пока машина кружит, словно в вальсе, по улицам, русский язык вводит в курс дела: это вот бандитский район, стадион, где каждый день развернут рынок. Глаза натыкаются на вывеску «Sklep». Словом, все как у нас. Только в миниатюре. И домов поменьше, и этажей. А на какой-то из площадей угнездилась искусственная пальма. Без верха. Верх еще не подвезли. Летнее солнышко позолотило плоскую макушку. Асфальтовые джунгли глотают беззаботных пешеходов с круглыми головами. Утренняя молитва проснувшегося в понедельник города: «Проше, пани!»


Варшава – кому крепость, кому дом родной!
Фото автора

Паузы между людьми заполнены неярким светом. Паузы между домами – склепами. Кажется, у этого камня есть своя мелодия. Не Шопен (его имя тоже, кстати, выстругано из «проше» и «пани»), но легкая, необязательная и вдумчивая. Но где же Шопен? Шопен бронзовой прелюдией к своим ноктюрнам и вальсам застыл в ботаническом саду. Памятник не очень удачный. Польский Орфей сидит, словно на пне, над ним каменная дубрава. Не очень понятно, чем зритель может одухотворить свой взор и слух, в котором еще бродит пленительная с каплей отчаяния и грусти мелодия? Застывшая в камне музыка? Но только не Шопена. Скорее авангард 20-х годов. Какой-то польский Эрнст Неизвестный. Очень напоминает высеченного из камня Высоцкого, которому вдруг приспичило присесть. Но это монументальное недоразумение с лихвой компенсируется прогулкой в парке с узкими дорожками, густыми зарослями деревьев, из чащи которых выходят павлины. Самые что ни на есть настоящие павлины с веером хвоста и встревоженным криком обиженного судьбой младенца. Но этим райским птицам, на чьих хвостах запечатлен греческий миф об Аргусе, беспокоиться не о чем. Никто из них перья на память не выдергивает. Никто не норовит свернуть шею. Откормленные ухоженные, вальяжные утки составляют им приятную компанию. На изумрудном бархате воды – темные отметины спин зеркальных карпов. Таких же откормленных, вальяжных, сытых и непуганых, как белки, павлины, утки и прочая живность (и так все вокруг благодатно, что аж приторно). Карпы даже немного обнаглевшие. Говорят, если подойти близко к берегу, то рыбы своими губастыми ртами могут схватить за штанину. В общем – здесь хорошо, здесь тишина. Мамаши с колясками, дети с мороженым, гармония цвета, звука и спокойствия. Такое ощущение, что спокойствие произошло именно где-то здесь. Вылупилось из яйца местной утки. Все так пристойно, чисто и умиротворенно, и даже не верится, что где-то может быть по-другому. Ведь если здесь вот так хорошо, то зачем где-то в другом месте должно быть хуже?

Stare miasto

Но, собственно, Варшава начинается не здесь. А там, где невысокие дома с покатыми крышами и красной черепицей, узкие улочки, островерхие костелы, богородицы в нишах стен, кофейни, пивные, бары, рестораны, повозки с лошадьми и возницами в цилиндрах, брусчатка образовали некую прелюдию, верхнюю ноту к тому городу, который был некогда одним из самых красивых городов Европы. Теперь от него осталось Stare miasto. Но и этого уже вполне достаточно, чтобы, вспомнив Старый Таллин, отчасти Ригу, забыть сразу же обо всем и с головой погрузиться в его древность.

Нет, это не ветхая, облупленная старость заброшенного и забытого дворянского гнезда, как в Питере и Москве, а седина, сквозь благородство которой проглядывает голубая, шляхетская кровь. Кровь – коктейль королей, европейских монархов, епископов, иезуитской утонченности, холодной красоты католицизма и папства.

Небольшие площади в завитках фонарей. Припудренное тишиной лицо ясновельможной Варшавы. Костелы Святой Анны и Святого Духа, двуглавый собор с небольшим портиком посередине. Сутулый Болеслав Прус, Николай Коперник с глобусом земного шара, который, кажется, вертится в его бронзовых руках, словно веретено. Массивный королевский замок со столпом Зигмунда III. Между их стенами, ликами, столпами, сложенными в молитве ладонями и пальцами вертится жизнь, праздная и легкая, как дымок от сигареты. Из открытых настежь дверей баров тянет запахом кофе, деревянные столики и скамейки с зонтиками, старый, словно с выструганной из ясеня, белой бородой шарманщик осеняет это пространство игрой на своем ящике.

Башенный, средневековый мост Brama собрал под крыло художников, продавцов всяческих соломенных, глиняных безделушек и монаха-капуцина с посохом, застывшего над кожаной сумкой. Несколько злотых оживляют его, он кланяется, хотя кажется, будто сквозь прореху в капюшоне разглядывает достоинство монеты.

Профиль ясновельможной тонок, изящен, кудрявые завитушки на пилястрах, словно локоны, шпили соборов – островерхий куфюр, холодный блеск окошек на башнях – глаза, узкие карнизы над ними – брови вразлет. Не то нынешнее племя варшавянок. Сдобные, крупитчатые, не та кость, не та масть. Не козырная, не королевская, которая изредка попадается в ресторанах. Официантки, как ни странно, унаследовали эти благородство и красоту. Может, ясновельможный пан предпочитал их своим упитанным супружницам, и в незаконнорожденных детях эхом бродит капля дворянской крови? Ведь недаром Марина Мнишек для Цветаевой была Лжемариной. Лжедворянство проглядывает солнышком сквозь тучу, сквозь матовую белизну кожи пани официантки. Но где и в ком так проглядывает, скажите, у нас эта урода*?

* Урода – по-польски красота.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
1031
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
1302
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
626
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
445

Другие новости