0
1643
Газета Стиль жизни Интернет-версия

10.03.2011 00:00:00

Жизнь-хреновуха

Игорь Михайлов

Об авторе: Игорь Михайлович Михайлов - прозаик.

Тэги: суздаль, мнения


суздаль, мнения Кому – кафе, кому – женский монастырь.

Он весь белый, словно из сахара или из зимней сказки с русалками, лешими, Дедами Морозами, внучками и жучками, Соловьями-разбойниками и Бовами Королевичами в придачу. Немного примороженные и припорошенные снегом, все это просыпается с рассветом и еще сонное бредет гуртом, кто живой еще или уже не очень, к Гостиному Двору. Солнце еще спит, тонет в тишине, словно пропало. И неизвестно, выйдет ли, есть ли на самом деле. Не слопала ли его с потрохами долгая русская ночь? И если все же не слопала жадными и горячими, как у коровы, губами, то в Гостином Дворе, будто Мекке, встает солнце, а муэдзин заманивает правоверных на службу, но во имя Ваалова. И все молятся ему до заката: петушки, хреновуха, медовуха, варенье, огурчики маринованные, носки, хрен и т.д. Под посвист тройки с пьяным то ли ротмистром, то ли лешим, у которого капуста в бороде и валенок на голове.

Жизнь тут бродит, словно брага. И к вечеру от перегонки всей этой суетной жизни в хреновуху голова кружится, словно от пряной, как портянка, стопки самогона. Самогон в столовой вместо компота. Тяпнул – и жизнь удалась. Прямо здесь, в столовой, словно с наброшенной на все предметы темно-муаровой сеточкой полутени. И дочь Востока с раскосыми и жадными очами, выбивающая шваброй из-под ног табуретку, напоминает Шарлоту Корде. С неслышной поступью вельветовых тапочек и угрюмым, беглым взглядом, брошенным из юрты на белого колониста.

Самогон и хреновуха везде, словно снежные комья, замаринованные в банке. Хрен – корень русской жизни. Послать кого-нибудь на хрен – как пожелать удачи. В бою┘ Хреновое – не значит плохое, а – русское народное средство от катаклизмов и кризисов. Пол столовой чашки натощак. И все чики-пуки! Хреновая жизнь – свекольный румянец во всю щеку, валенки, самогон, карусель, карнавал и фейсбук в салате. Все пляшет и кружится, искрится на солнце, скрыпит морозцем, как будто огурцом закусывает, рыдает от смеха и заходится в радостном плаче.

Суздаль – хреновый город. В том смысле, что хороший, зимний, свежий. Его узорочье соткано из завитушек наличника и морозного узора на стекле, сквозь него пробивается кружок тепла, в которое надышали коровьими губами. Словно сотканные из метелей, вьюг и ветра в поле, сети тянут из тьмы российской всякого, кто еще не пьян его вольным воздухом. В будни этот радостный город словно помещен в пыльную тишину музейной витрины. Одинокий и грустный, как плач скрипки. В праздники Суздаля нет. Или он погружен в задумчивость.

Суздаль надо брать тепленьким, разомлевшим, разогретым на коровьем масле, хмельным. Когда летят тройки во всю прыть, пуляют петарды, раскрывается пестрый букет над городом в ночном небе, словно подарок. И какие-то румяные бабы, как оглашенные, икают от смеха.


У Пожарского борода Карла Маркса.
Фото автора

А по улице Ленина гордо вышагивают москвичи с растопыренной пятерней перчаток, с вывернутыми наружу, как у пингвинов, ступнями. Москвичи, в процессе перегонки к вечеру превратившиеся в какого-нибудь Хрена Моржовича. Или наоборот?! И немудрено, потому как русский карнавал – это когда что ни морда, то лошадиная. Что ни баба, то снежная, что ни день, то – организация праздников и торжеств. Вечный русский корпоратив, забег в ширину, где все ржет и скачет, как китайская заводная лягушка. Все вертится, и кружится, и несется кувырком┘ Не важно, куда, главное, что скачет, пока завод не кончился.

Суздаль словно создан для того, чтобы тут любить безоглядно, погружаться в бездну, как в пуховую перину. Где тут что и как? Где кремль? А везде! И только возле кремля, на краю дороги, жизни и судьбы – сизый от мороза, весь заиндевевший, как леденец на палочке, из-под мочалки бороды – пар колечком – что есть мочи жарит дед на гармони. Он один настоящий, а все остальное ряженое. И поэтому так жалобно пиликает его гармонь, как будто плачет по давно утраченному прошлому, которое хотя бы так, с танцами и с самогоном, старается задержаться там, где была сказка. И никак не хочет становиться настоящим. Тетки, укутанные в шали, с колясками, как будто мамки-няньки, убаюкивающие, умиротворяющие метель русской юдоли. Ах, петушки и звездочки, бабы и сердечки! Спрячь меня в коляске, закружи в пьяном хороводе. Суздаль! И пусть выпрыгнет из-за пазухи мое сердце-леденец, и колыбель русской сказки убаюкает его в снежной люльке. Суздаль – даль неохватная, сузившийся зрачок тьмы над безмолвной равниной. Белой, как хрен┘

┘Утро, мороз и солнце. Улица Ленина – прямая, как правда. Долгая оглобля. Центр города – пуп земли. Распутье русской истории. Пойдешь налево – в Спас-Ефимовский попадешь. Насупротив входа – бронзовый бюст Пожарского с окладистой бородой, как у Маркса. Опоясанный крепостной стеной, он словно был здесь всегда.

Время, закутанное в шубу, шоркает в валенках назад. А я – к Братскому корпусу. Чтобы побрататься. Не за деньги, а по любви. К этим стенам, хоть и подновленным, словно губы помадой, но старинным. К Благовещенской надвратной, Успенью, словно лебедь – белая на белом, – уснувшая над своим отражением. Нежно выгнула колоколенка лебединую шею, будто прощаясь и возносясь куда-то, куда мне уже или еще нельзя. В Братском корпусе в войну был концлагерь, где содержались пленные итальянцы. Шестьсот итальянцев обрели покой за монастырской оградой. А позже соотечественники приехали почтить их память. И Тонино Гуэрро оставил выставку своих солнечных акварелей. В Братском корпусе. Италия – родина солнца – теперь и отогревает замерзший Суздаль изнутри. Тонино Гуэрро по соседству с Тарковским.

Как все увязано в жизни? Появившаяся в Суздале киноновелла «Колокола» из «Андрея Рублева» поминальным звоном оплакивает всех погибших на войне: русских, итальянцев, немцев┘ Стены черно-белые, словно кадры кинохроники, где сердобольные русские бабы, увидавшие изможденных пленных немцев в деревянных колодках, суют им кто чем богат – горбушку, картошку. А какое богатство после войны, известное дело, самим есть нечего┘ Но вот уже Тарковский пакует чемоданы и примеряет итальянский сапожок. А потом вместе с Гуэрро снимает «Время путешествия», «Ностальгию». Из Суздаля – в Рим напрямки! Потому что чем мы хуже? Не хуже. Рим в руинах, а Суздаль еще хоть куда. Пятьдесят лет назад и сейчас. Такой же белый. Пробел, провал в памяти. Галка на кресте, словно запятая в летописи улиц и событий. Медвяный, пряный, как хрен!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
1000
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
1259
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
602
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
422

Другие новости