0
2181
Газета Стиль жизни Интернет-версия

30.07.2012 00:00:00

Медная бабушка и русские канарейки по 4 рубля за самца

Григорий Заславский

Об авторе: Григорий Анатольевич Заславский - завотделом культуры "Независимой газеты".

Тэги: музей, памятник, юбилей, пушкин


музей, памятник, юбилей, пушкин Дворец Гончаровых.
Фото с сайта www.kalugaestates.ru

По Киевскому шоссе – 100 километров до поста МЧС, за ним еще 70 до поворота на усадьбу «Полотняный Завод». Дальше – еще километров двадцать... Как всегда, главное – не сам музей и не место, а кто тебе о нем рассказывает. Мне повезло – по усадьбе Гончаровых и соседнему дому Щепочкина, купца и делового партнера отца Натальи Николаевны Гончаровой, меня проводил Константин Гавриленко, он замдиректора Калужского областного краеведческого музея. Об истории этих мест он может рассказывать бесконечно и – бесконечно интересно.

Музей здесь открыли в 99-м, к 200-летию со дня рождения Пушкина. А в этом году 200 лет отмечают со дня рождения Натальи Николаевны Гончаровой, к юбилею федеральное Министерство культуры даже выделило музею немного денег на выставку. Но больше Гавриленко горд тем, что только что, буквально на днях, подписано концессионное соглашение, для чего пришлось вносить поправки в областной закон об имуществе, год понадобился на оформление документов и подготовку торгов. Торги состоялись, и в Калужской области вот-вот впервые в России состоится передача в концессию объекта культуры. Речь, конечно, не о главной усадьбе и не о соседней усадьбе Щепочкина. В концессию на 49 лет передают руинированные постройки рядом с домом, бывшие каретный сарай и скотный двор усадьбы плюс площадку, заросшую кустами и травой в человеческий рост. За два года, говорит Константин Гавриленко, на месте одной из построек появится первая очередь гостиницы, еще через два, к 2016-му, вторая очередь. Похожий опыт, но на других условиях, – в Вятском Ярославской области, за что нынешний владелец Олег Жаров за реставрацию купеческих домов и открытые несколько музеев получил в этом году Госпремию в области литературы и искусства.

«Полотняный завод» – единственная усадьба, сохранившаяся в Калужской области. Фотографии «после войны», конечно, удручающие – крыши нет, со всех сторон дом открыт дождю и ветру, а вот соседнему дому Щепочкина повезло: оккупацию он как-то счастливо пережил, не пострадав, в нем вообще за 200 лет не было ни реставрации, ни поновления. В этом отношении этот дом уникален, ведь в Петербурге, например, дворцы почти полностью были разрушены или сожжены и восстанавливались с нуля сами дворцы, а росписи и подавно. А тут подлинную лепнину на потолках, росписи потолочные можно разглядывать, переходя из комнаты в комнату, пока шея не заболит... Опустив голову, я тут же обращаю внимание на половую доску – ширины необычайной! Если кто-то возьмется вдруг при реставрации перестилать полы, боюсь, сегодня такого широкого дерева уже и не найти. В доме Щепочкина и камины сохранились, вообще заметнее всего следы пребывания последних хозяев. Здесь была школа, стены выкрашены в какие-то яркие цвета, где-то – веселые школьные картинки. Но это стены, а потолки как были, так и сохранились. Как всякие росписи их, можно не только рассматривать, но интересно также и расшифровывать затейливые орнаменты рубежа XVIII–XIX веков. А ведь до Пушкина, до его появления в этой усадьбе, в усадьбе располагался штаб русской армии. Наполеон дошел по Калужской дороге до Малоярославца, а Полотняный Завод стал пределом нашего отступления. Здесь был и Кутузов.

«Полотняный Завод» сегодня – филиал Калужского областного краеведческого музея, а в планах – превратить его в музей-заповедник с большим парком, вычистить пруды и каналы, восстановить оранжерею, скотный двор, как у Толстого в «Ясной Поляне». Завершить реставрацию главного дома Гончаровых и отреставрировать дом Щепочкина.

Перед въездом в усадьбу «Полотняный Завод» – столпотворение свадебных машин. Кажется, что со всей области справлять свадьбы едут сюда. За десять лет сложилась традиция, и даже специальные экскурсии уже есть для брачующихся, а Наталья Николаевна в этом случае становится своего рода ангелом-хранителем, покровителем семейной верности, вроде «филиала» Петра и Февронии.

В этом году – помог и тут, вероятно, юбилей Натальи Николаевны! – музей наконец получил в пользование усадебный парк, который до того оставался бесхозным, раньше в нем распивали пиво подростки, а выпив, часто отбивали памятнику Пушкина нос. Теперь появилась охрана.


В музейных залах пытаются восстановить «ту» атмосферу. Фото с сайта www.kokm.ru

Конечно, раскрутить «Полотняный завод» как Михайловское вряд ли получится, но вот уже в прошлом году сюда, безо всякой рекламы, доехали 28 тысяч человек.

Пушкин сюда приехал просить руки Гончаровой. За нее в приданое получил он от деда Гончаровой знаменитую медную бабушку («Что дедушка с его медной бабушкой?» – спрашивал Пушкин в письмах), двухсотпудовую статую Екатерины Великой, отлитую в честь приезда императрицы в имение Гончаровых. О визите известно было заранее, так что успели не только отреставрировать весь дом, но даже специальную спальню для нее приготовить – царские апартаменты с двумя выходами, но, по преданию, ночевать Екатерина не осталась, но день в этом доме провела. А про судьбу «медной бабушки», с которой Пушкин потом бесславно и долго возился, пытаясь продать, хоть бы и на переплавку, написал уже в этом веке одноименную пьесу Леонид Генрихович Зорин.

В одном из последних залов – театральная жизнь «Полотняного Завода». В начале прошлого века ставили «Евгения Онегина», оперу Чайковского, наследник Гончаровой Д.Д.Гончаров пел заглавную партию. Билеты в первый ряд – по 2 руб. 60 коп. – продавали в конторе писчебумажной фабрики. «Дам просят сидеть в театре без шляп». Книппер-Чехова здесь жила в 1893–95 годах, еще до рождения Художественного театра и соответственно – до знакомства с Чеховым. Устраивала театр для народа, сама играла и пела. Участвовал в здешних рабочих вечерах и Луначарский.

Полотно, которое изготавливали на здешнем полотняном заводе, в двух шагах от дворцовых построек деловых партнеров, Гончарова и Щепочкина, шло на паруса. Причем снабжали этим полотном не только все отечественные парусники, но даже в Англию продавали. Когда в парусах надобность отпала, осталось только бумажное производство. Бумажная фабрика, кстати, работает и поныне. И в будущем, причем недалеком, планируют открыть здесь и музей бумаги. Кстати, дед Гончаровой был бизнесменом разумным, в завещании положил поделить между наследниками все и только завод оставил неделимым, ни продать, ни заложить его было нельзя. Поскольку наследники, как и Пушкин, «играли», опасность потери фабрики возникала не раз, но благодаря разумно составленному завещанию производство продолжало исправно работать и приносить доход.


Фасад дворца Щепочкина.
Фото с сайта www.kalugaresort.ru

Еще об одном местном «бизнесе» загодя оповещает канареечное пение – в одном из дальних музейных залов. На рубеже XVIII–XIX веков, по преданию, кто-то привез сюда канареек из Пруссии. И стали местные крестьяне разводить певчих птиц чуть ли не в каждом доме. Птиц не только выращивали, но также и петь учили. А осенью везли на ярмарки, и снова, как и паруса, не только в Россию, но и на экспорт, даже в Китай. До 7500 птиц продавали! Самок – от 20 до 40 копеек за штуку, самцы ценились выше на порядок, от 2 до 4 рублей, а самые певучие стоили до 50 рублей, как маленькое стадо коров! Гончаровы тоже покупали канареек у крестьян – на радость детям.

Сегодня в дом Гончаровых посетители входят из парка, парадный подъезд – с противоположной стороны, его еще предстоит отреставрировать, заодно с расчисткой прудов, раньше по каналам и прудам можно было здесь проплыть несколько километров, и к дому тоже можно было не только приехать, но и приплыть. В дом Щепочкина водят лишь самых желающих, поскольку показывать там особо нечего, кроме сохранившихся росписей и лепнины. Экспозиции нет, слава богу, хватает денег на охрану, отопление и уборку. Траву вот окашивают вокруг. Дом большой, дворец – три этажа. Хорошо, ликвидировали все протечки, залатали крышу, вставили стекла в окна – в некоторых местах еще недавно вместо стекол трепыхался полиэтилен. Проводку поменяли. Выбросили мусор, остававшийся от школы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Василий Матвеев

0
522
Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
2051
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
2464
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
2052

Другие новости