0
6990
Газета Стиль жизни Интернет-версия

01.02.2017 00:01:00

Странники, магометане и королевские ВВС

Павел Скрыльников

Об авторе: Павел Андреевич Скрыльников – обозреватель «НГ-религий».

Тэги: архангельск, русский север, поморы, мусульмане, православия, великая отечественная война, революция


Вырастающий из лесов Михаило-Архангельский собор – это город в миниатюре.	Фото автора
Вырастающий из лесов Михаило-Архангельский собор – это город в миниатюре. Фото автора

Русский Север – край гостеприимный, но туристической Меккой его не назвать. Тем более зимой – кусачему архангельскому морозу влажный воздух и злой ветер с Северной Двины добавляют, по ощущениям, несколько лишних градусов. Cлучайных людей в Архангельске, Северодвинске, Мурманске трудно встретить: на Север едут только те, кто знает, чего ему там искать.

Поэтому мне, горящему желанием найти в Архангельске поморов – легендарных рыбаков и мореплавателей, обитателей побережья Белого моря, город открылся не таким, как я ожидал.

«Поморы» – определение, пожалуй, даже более размытое, чем «русские», вокруг которых и сегодня ломается немало копий. Кто это такие: связанные общим укладом жизни жители прибрежных районов Севера России? Старообрядцы особого «согласия», то есть ответвления староверов? Отдельный коренной народ? А если так, то чем отличаются от них москвичи, сибиряки или уральцы – русские, конечно? Если же и поморы – русские, то откуда взялось это слово? «Поморы – местный термин, ныне ставший всеобщим для промышленников Архангельского, Мезенского, Онежского, Кемского и Кольского уездов Архангельской губернии, занимающихся рыбным (преимущественно тресковым), палтусиным, отчасти акульим и нерпичьим промыслами на Мурмане и в северной части Норвегии, в дозволенных нашим промышленникам местах. Разбросанные небольшими кучками, жители пустынного Севера давно уже привыкли обходиться без иерархии, сами крестили младенцев, хоронили усопших и вступали в брачное сожитие без благословения священников, нередко сами же отправляли службы в часовнях», – пишет дореволюционный словарь Брокгауза и Ефрона.

В наши дни с трудом удалось добыть адрес единственной в Архангельске общины Древлеправославной поморской церкви – самого большого согласия старообрядцев-беспоповцев. Поморской была и Выгорецкая пустынь, ставшая одним из центров старообрядчества в XVIII веке. Ее основатели, братья Денисовы, Даниил Викулов и другие, составили знаменитые «Поморские ответы» – один из главных апологетических трудов всего старообрядчества, написанный в 1723 году в ответ на 106 вопросов, с которыми к раскольникам для вероучительных диспутов отправился иеромонах господствующей синодальной Церкви Неофит.

Давно прошло время, когда в деревнях Архангельской губернии горели «за веру» целые скиты. Поморы-старообрядцы сегодня не слишком заметны. Однако в основанном Иваном Грозным городе-порте о них напоминает все вокруг. Даже исторический герб, на котором архангел Михаил повергает дьявола, помогла сохранить история архангельских староверов. Когда в северной части неба, гласит предание, произошла битва небесного воинства под предводительством архистратига Михаила с силами зла – дьявол был повержен и упал на землю, пробив ее. Согласно легенде, это произошло где-то под современным Архангельском, но место падения ныне заболочено и заросло лесом – его не найти. Герб города был утвержден Екатериной Великой, отменен советской властью, восстановлен в 1989 году Архангельским горсоветом и чуть было не был изменен снова в 2003 году законопроектом архангельских депутатов, усмотревших в фигуре дьявола угрозу общественному благонравию.

Судьба разных религий в Архангельске напоминает приключения князя преисподней на гербе города: их вытравливали, но они возвращались назад. Старообрядцы-странники вели на Севере неподконтрольную государству бродяжническую жизнь, скрываясь от преследований, однако не им одним приходилось тяжело: российское государство, и без того сложно находившее с инаковерующими общий язык, после революции в октябре 1917 года стало к ним открыто враждебным.

Так случилось и с мусульманской общиной, на Русском Севере обосновавшейся довольно давно. Пленные татары появились там еще при Иване Грозном: они были сосланы туда строить военные укрепления. Община же магометан появилась в Архангельске в середине XIX века стараниями императорского военного ведомства: именно для военнослужащих-мусульман был открыт первый молельный дом. Отставной флотский рядовой Мансур Иммухаметов стал ее первым имамом. К началу XX века община разрослась: в нее вошли и татары, работавшие на лесозаводах вокруг города, и обосновавшиеся в нем торговцы-мусульмане. «Почти все колониальные магазины в 10 лет очутились в руках отпрысков монгольской расы: Фазлуллины, Хамидулины и Ко, расписанные на вывесках разными цветами, – достойное украшение главной улицы в Архангельске», – писал архангельский журналист в первом десятилетии XX века.

В 1905 году у мусульман появилась собственная мечеть: деревянное двухэтажное здание, напоминающее лучшие образцы русского деревянного зодчества, было построено на средства архангельских купцов-мусульман. Ей довелось принимать верующих всего 20 лет: в 1931 году она была конфискована и до 2010 года принадлежала архангельской ФСИН. Реставрация началась в 2011 году, однако на следующий год в деревянном здании произошел пожар; оно выгорело почти дотла. Община перестроила его заново, и совсем недавно, в ноябре 2016 года, на нем был установлен купол. Купцы и рабочие, которых история империи забросила вместе с их верой в суровый северный край, – ну чем архангельские мусульмане не поморы?

Разрушенные большевиками православные храмы точно так же пробиваются сквозь лед истории XX века. На набережной Северной Двины восстановлена разрушенная в 30-е годы Успенская Боровская церковь, в которой молился Петр I; в 1989-м был обнаружен ее сохранившийся фундамент. Стоит в лесах новый, спроектированный уже в XXI веке кафедральный Михаило-Архангельский собор. Так сложилось, что Архангельск стал местом, в котором сталкивались гигантские природные, человеческие и духовные силы, и каждая оставила в нем свой след. Он открывал для России морские дороги. В 1918 году здесь решалось, каким быть новому российскому государству – об этом напоминает ставший памятником английский танк-ромб, отбивавший атаки красных. В Архангельске разгружались арктические конвои союзников во время Второй мировой войны (и в городе до сих пор помнят легендарный конвой «Дервиш», первым прорвавшийся через патрули подводных лодок), а в небе над ним британские летчики сражались в одном строю с советскими. Многие из них остались на воинском кладбище под маленькой деревянной часовней рядом с погибшими в горячих точках архангельцами.

Архангельск – действительно город поморов, хотя встретить их там туристу будет сложно. Хотя все в городе будет указывать на них, как дымящаяся трубка в музее Шерлока Холмса – на то, что ее хозяин только что ушел. Вся его история, история веры его жителей похожа на памятник конвоям на набережной Северной Двины: упорный ледокол, проламывающий толстую бронзовую плиту.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
876
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
1051
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
513
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
351

Другие новости