0
2894
Газета Стиль жизни Печатная версия

23.06.2020 17:46:00

Когда арифметика – в генах!

Еще один аргумент в пользу того, что ученая степень никогда не помешает

Тэги: образование, точные науки, математика, сша, фрг, эволюция, дети, протоматематическая интуиция, генетика


образование, точные науки, математика, сша, фрг, эволюция, дети, протоматематическая интуиция, генетика Грудные дети уже способны оперировать с символьной информацией и различать количества. Как считают ученые, это свойство сформировалось в процессе эволюции. Фото Полины Шульгиной

Обескураживающая новость: большинство американцев (56%) считают, что арабские цифры не надо изучать в школе. Правда, необходимо подчеркнуть, что опрос проводился с тем, чтобы выяснить степень распространенности разного рода предрассудков в американском обществе. Поэтому вопрос задавался без всяких предварительных пояснений: что такое «арабские цифры»? Но даже с учетом этой оговорки результат заставляет насторожиться. Да и сам факт того, что кому-то надо объяснять, что такое арабские цифры и какие бывают еще, о многом говорит…

Немецкая Welt бьет тревогу: успеваемость немецких школьников в точных науках сильно упала. Таков итог исследования, проведенного Министерством образования ФРГ в конце 2019 года. Помощь в обучении математике немецким школьникам нужнее всего. Причем сильнее всего успеваемость упала среди мальчиков…

Американские и британские исследователи утверждают, что число детей, страдающих дискалькулией – неспособностью выполнять банальные математические задачи, растет с каждым годом. Сейчас дискалькулией страдает один человек из двадцати. Дети с этим диагнозом не понимают смысла чисел: их мозг не может установить соответствие между числом и его величиной (представлением о количестве). Дискалькулия часто сопровождается и другими расстройствами – например, дислексией (нарушенной способностью к овладению навыками чтения и письма) или синдромом дефицита внимания и гиперактивности...

Что происходит, почему в человеческой популяции растет процент людей, мозг которых не справляется с выполнением элементарных арифметических действий? Популяция вида Homo sapiens вырождается в математических мутантов. И это действительно странно. И вот почему…

«Некоторые математики уже в течение нескольких десятков лет выражают уверенность, что эта наука является формой (биологической) адаптации к окружающей среде, – отмечает доктор философских наук Валентин Бажанов в своей книге «Мозг – культура – социум» (2019). – Новейшие нейробиологические и нейропсихологические исследования мозга достаточно убедительно подтверждают эту гипотезу, причем факты говорят в пользу природной врожденности эле­ментарных «дигитальных» (числовых, арифметических) свойств не только у человека, но и вообще у многих представителей мира живого… В XXI веке это смелое предположение получило солид­ное экспериментальное подтверждение. Речь идет о том, что «чувство числа», своего рода протоматематическая интуиция, продуцируется на уровне некоторых базисных структур мозга животных и у младенцев самого раннего возраста – независимо от их иных способностей, включая языковые и обучения».

Даже новорожденные – и те могут осознано распознавать небольшое количество объектов (не более 3–4), сравнивать их. Естественно, младенец не занимается счетом. И у него нет еще никакого языкового опыта (он и слышит-то плохо в первые дни и недели после рождения). А вот поди ж ты… Обработка информации в его мозгу происходит симультанно, то есть одновременно, разом – вся картина целиком. Как считают ученые, это свойство сформировалось в процессе эволюции. Психологи придумали для него специальный термин – субитация.

Другими словами, «чувство числа», протоматематическая интуиция буквально «зашиты» в человеческое естество. Немецкий математик Герт Айленберг отмечает: «…са­ма Природа в ходе своего эволюционного развития вкладывает математику в наш разум как реально существующую структуру, неотъемлемую от нее самой. Менее абстрактно: в мозгу обезьяны, от которой мы произошли, должно было реально существовать очень точное понимание геометрии пространства, если она не хотела упасть с дерева и сломать себе шею. Точ­но так же можно утверждать, что развитие наших способностей к абстраги­рованию и манипулированию логическими символами должно быть ориен­тировано на реально существующие структуры реального мира.

Способности к математике – это часть зафиксированного генетически видового опыта, априорного для индивидуума и апостериорного для вида в целом. Эта широта тем более пора­зительна, что наши математические способности (если эволюционная тео­рия познания справедлива) приобретались нашими предками путем опытов с довольно грубыми структурами и объектами повседневного мира».

Что-то, видимо, происходит на онтологическом уровне, если вопреки человеческой природе 5–7% детей школьного возраста сегодня страдают дискалькулией – отвращением к счету. Причем это происходит на наших глазах, на временном отрезке жизни одного поколения. Ведь число профессиональных математиков в XX веке в мире увеличилось как минимум в 100 раз: в начале прошлого века их было около 10 тысяч. В конце 1960-х известный американский математик Гаррет Биркгофф давал объяснение этому парадоксу. «В так называемой новой математике происходит здоровое перемещение внимания с вычислительных упражнений на понятия и логику арифметики, – подчеркивал Биркгофф в своей книге «Математика и психология» (рус. изд. 1977). – Думаю, однако, что новый упор был опять односторонним: на первый план выдвинули оперирование лишенными смысла символами, согласно искусственным правилам, и пренебрегли более глубокой (и более важной) идеей величины».

Отсюда, между прочим, следует нетривиальное следствие. Если обезьяне, чтобы не сорваться с ветки, требовалось (и требуется) некое понимание, «представление» о геометрии пространства, то воздействие на мозг Homo sapiens искусственно созданной им самим среды тоже не могло не сказаться на анатомии, физиологии и функционировании мозговых структур. Педагогика, содержание и методы преподавания математики в частности – значимые факторы этой сгенерированной среды. Как поясняет профессор Валентин Бажанов, «архитектура развивающегося мозга и его способности к когнитивной активности оказывается зависимой от ряда социально-экономических факторов (дохода родителей и впоследствии собственного дохода, социального статуса, образования). Так, доля серого вещества (например, в гип­покампе) тем выше, чем более благоприятны социально-экономические факторы, в которых формировался носитель данного мозга».

Замечательное подтверждение – еще одно из многих! – этому тезису было опубликовано в одном из последних номеров английского научного журнала Royal Society Open Science. Ученые из Сассекского университета показали, что дети, родители которых имеют ученую степень, оказываются в среднем на год опережающими сверстников в изучении математики. «Наше исследование показывает, что более глубокие знания математики, характерные для ребенка, сильно коррелируют с более высоким IQ, более высоким социально-экономическим статусом и более высоким образованием родителей, – приводит портал Indicator.ru слова одного из авторов работы, сотрудника Сассекского университета Даниэля Эванса. – Это значит, что дети с более высоким интеллектом и более высоким социально-экономическим статусом быстрее осваивают программы среднего образования по сравнению со сверстниками. Хотя этот вывод не является неожиданным, он демонстрирует важность родительского влияния на образование их ребенка и предполагает, что наличие родителей с высшим образованием может потенциально «смягчить» негативные последствия при переходе детей к программам среднего образования».

Вот и еще один сильный аргумент в пользу получения ученой степени! 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Китай надеется оживить ВТО

Китай надеется оживить ВТО

Анатолий Комраков

Американская обструкция не искоренила веру в перспективы Всемирной торговой организации

0
942
США оказались на пороге нового миграционного кризиса

США оказались на пороге нового миграционного кризиса

Ирина Акимушкина

Почему десятки тысяч нелегалов по-прежнему штурмуют границы Америки

0
939
В Конгрессе предлагают прекратить удары по Афганистану

В Конгрессе предлагают прекратить удары по Афганистану

Игорь Субботин

Вашингтон обвиняют в стремлении нормализовать связи с Кабулом

0
1003
Над спикером нижней палаты Конгресса США нависла угроза отставки

Над спикером нижней палаты Конгресса США нависла угроза отставки

Данила Моисеев

Сделка по бюджету, не включившая помощь Киеву, устроила многих американских законодателей, но не понравилась никому из них

0
1794

Другие новости