0
5018
Газета Стиль жизни Печатная версия

21.02.2022 16:25:00

Про китайское искусство овладения энергией

Философия цигуна рекомендует двигаться от хорошего к лучшему

Анна Владимирова

Об авторе: Анна Александровна Владимирова – специалист по даосской медицине, врач.

Тэги: философия, цигун, практика, фитнесс, здоровье, внутренняя энергия, даосская идеология


философия, цигун, практика, фитнесс, здоровье, внутренняя энергия, даосская идеология Цигун - это не только глубокая даосская философия, но и отличный фитнесс. Фото агентства «Москва»

Кажется, что практики цигуна – непонятное действо: только посмотрите на загадочных людей в атласных халатах, которые делают плавные движения. Если йога еще как-то окультурилась на Западе и стала привлекательной, то цигун до сих пор вызывает много вопросов. Почему надо двигаться плавно, что это за пассы руками, да что мы вообще делаем в этом странном процессе с такими серьезными лицами?

Цигун – система восстановления здоровья на основе управления внутренней энергий тела («ци» – энергия, «гун» – мастерство, то есть мастерство над энергией). Мы знаем, что у нас есть силы, но ни взвесить, ни оценить, ни измерить их, эту энергию, специальным прибором невозможно – а потому и управление ею выглядит как разгон виртуальных облаков.

В практиках цигуна присутствует идея о том, что все мы работаем на энергии ци – это наше топливо. Мы используем его, чтобы обогревать себя, ходить, говорить; любое действие требует энергии, но иногда ее запас иссякает. На языке современного человека это звучит как «сил нет вообще, хочу лечь и умереть». Знакомая история?

И если западноевропейская медицина отказывается верить в то, чего не видно, – а ци не поддается никакому измерению, – то на Востоке к этому вопросу подходят так: что я могу сделать, чтобы сил стало больше?

Как увеличить количество ци в организме? Можно поспать, чтобы организм восстановился. Можно съесть что-то вкусное и полезное. Но бывают ситуации, когда уже выспался в полный рост, съел все, что мог, – а не помогает. Именно тогда люди приходят к цигуну.

Согласно даосской идеологии, чтобы сил было больше, их надо не столько выкачивать из окружающей среды, сколько экономить. Например, не растрачивать на лишние напряжения. А как показывает практика, лишних мышечных напряжений, которые мы поддерживаем просто по привычке, у нас достаточно много.

Посмотрите на человека, который наливает себе стакан воды. Он берет бутылку в руку, наклоняет ее, и в это движение вовлекается не только рука, но практически пол-организма! Напряжение от запястья поднимается по предплечью к плечу, даже шея чуть наклоняется и лоб наморщивается. Если же вы посмотрите, как делает то же самое движение мастер цигуна, поразитесь его легкости: действует только запястье – все остальное остается свободным и расслабленным. Почему так получается?

На этот вопрос цигун не дает ответа. В цигуне вообще не принято задавать вопрос «почему» – зачем тратить силы на бесплодные размышления? Главное – как это исправить, чтобы телу стало приятнее жить.

Таким образом, основа цигуна – это расслабление: в каждом упражнении человек ищет максимальную глубину расслабления. Отсюда и эти загадочные плавные движения: только выполняя упражнения медленно, можно найти привычные напряжения и расслабить их. А из этого расслабления со временем рождается гибкость, свобода – и энергичность, потому что теперь жизненные силы идут не на поддержание мышечных зажимов в спине, шее и пояснице, а на что-то более полезное. В качестве побочного эффекта все места, которые были напряжены, перестают болеть, потому что мышечная боль всегда связана с перенапряжением.

Еще одно, что делает цигун более понятным западному человеку, это отношение к проблемам. В западной традиции есть убежденность в том, что с проблемами надо справляться. Каждый, кто столкнулся со сложностью, признает этот факт: кажется, все накрылось, выгребаем.

38-8-2480.jpg
Изначально цигун был связан с религиозным
мировоззрением даосских монахов
и буддийскими психопрактиками.   
Фото Pixabay
В китайской традиции это звучит так: «Мне эта ситуация нравится совсем чуть-чуть».

Чувствуете разницу? В любой ситуации, даже самой гиблой, китайский практик цигуна видит то, что ему нравится. Он цепляется за этот кусочек радости и развивает его. Например, люди, которые приходят на цигун, как правило, к этому моменту минуют множество кругов ада: например, если они решаются осваивать цигун для позвоночника Синг Шен Джуанг, это значит, что боль в спине уже достигла апогея. Вероятнее всего, они уже пробовали разные физиопроцедуры и гимнастики, ходили на массаж, обертывания, к остеопатам – и те отправили их на цигун.

В первую очередь надо освоить базовую установку цигуна «мне это нравится совсем чуть-чуть». И мы начинаем копать: что именно тебе нравится? Какие приятные ощущения есть в теле? Ведь где-то там есть хоть немного расслабления, полностью оно отсутствует только при трупном окоченении. Когда эта капелька расслабления найдена, у человека появляется возможность его развить. Например, оценить расслабление на единицу по 100-балльной шкале – уже достижение: в цигуне с этим можно работать.

Пока человек оценивает свою боль (болит больше, меньше, так же как и раньше), он остается внутри категории боли, тогда как, найдя расслабление, он буквально переселяется в другой мир – в реальность, где во главе угла не боль и страдание, а удовольствие, которое можно растить, развивать и со временем сделать своим фоновым состоянием.

Может показаться, что цигун требует оголтелого оптимизма: ищи расслабление, радуйся, развивай… На самом деле цигунисты – те еще пессимисты. Согласно идеологии цигуна, если не планировать развитие своего здоровья, то оно будет гарантированно идти на убыль, причем быстро (что в принципе похоже на правду). Поэтому в практиках цигуна считается нормой развивать здоровье по тому плану, который ты сам считаешь адекватным. Могут резонно возразить: а вдруг не сработает? Как вы думаете, что ответит приверженец цигуна? «Да кто его знает – надо проверить, не тратить же драгоценные силы на демагогию и сомнения».

Что такое планирование здоровья по цигуну? Среди моих знакомых есть одна пара, которая любит ходить в горы. Сейчас им чуть больше 30, они молоды и полны сил. Зачем же они ходят на цигун? Они знают, что горы – это их источник счастья, и они не готовы отказываться от этого удовольствия с возрастом. В первую очередь они изучили, какие проблемы со здоровьем возникают у людей, увлекающихся хайкингом. И выяснили, что чаще всего страдают колени. Вывод: необходимо позаботиться о коленях до того, как те стали подводить.

Сказано – сделано: они изучили различные возможности профилактики заболеваний коленных суставов и пришли к выводу, что одними БАД тут не обойтись. Изучив медицинскую литературу, узнали, что состояние коленных суставов зависит от осанки: если есть нарушения осанки, например искривление позвоночника, то колени вынуждены подстраиваться под эту ситуацию – в результате чего коленные суставы изнашиваются неравномерно. Так они пришли на цигун. Это и есть классический пример планирования здоровья: я хочу в 75 лет ходить в горы – мне понадобятся здоровые колени. Они планомерно занимаются уже больше года, ходят в походы и делают свои упражнения даже в горах.

Конечно же, в цигуне есть множество других идей, которые открываются по мере практических занятий. Но эти три основные – забота о своем энергетическом статусе, поиск позитивных факторов для развития и планирование здоровья – позволяют радикально повысить качество жизни. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Перезагрузка в чистилище

Перезагрузка в чистилище

Алексей Белов

Сочетая несочетаемое, или Мостик между древним миром и современностью

0
1762
Островок музыки и смыслов

Островок музыки и смыслов

Анна Аликевич

Читательское гадание на книжном зеркале

0
951
Сегодня стихи живут как приложение к чему-то

Сегодня стихи живут как приложение к чему-то

Борис Колымагин

Тема пустоты в совершенно разных ее проявлениях стала одной из главных в современной литературе

0
2676
Оберегаем самое хрупкое

Оберегаем самое хрупкое

Светлана Хромова

У Анны Маркиной есть страницы, где текст, словно забыв, что должен быть прозой, становится чистой поэзией

0
1558

Другие новости