0
7105
Газета Стиль жизни Печатная версия

16.11.2023 19:32:00

Про чудеса континентального Китая

Шанхай: космодром на перекрестке и сто других причин, чтобы удивиться

Олег Мареев

Об авторе: Олег Михайлович Мареев – галерист, антиквар.

Тэги: континентальный китай, шанхай, путешествие, впечатления, автопром, электрокары


252-8-1480.jpg
Городок на воде недалеко от Шанхая –
так называемая китайская Венеция. 
В пандемию открыл для себя Стамбул – Шанхай в каком-то неуловимом ощущении улиц очень на него похож. Вкусный, шумный, живой. Набережная хранит следы имперскости – закатанная в гранит и строгая, неприступная даже, но чуть отойдешь от нее на двадцать метров – и переулки переливаются всеми цветами радуги и вышагивают шанхайской уличной модой.

Пугающее словосочетание «континентальный Китай» теряет свое угрожающее значение и даже наоборот, обрастает комплиментарными смыслами. Очень чисто, совершенно нет ощущения опасности, люди в большинстве своем одеты модно и с неким местным шиком. Совершенно нет пробок (пекинские дороги даже вспоминать не хочу). Нет лихорадочной суеты Гонконга. Ощущение, что люди приезжают сюда тратить деньги и получать удовольствие от жизни – вокруг такой вечерний сочинский променад вайб.

К автопрому я практически равнодушен, но за прошедшие четыре года рядом с нами тихой сапой произошла настоящая революция. Если раньше мы смотрели на «китайцев» как на машины-с-особенностями, немного снисходительно, то через пять лет весь европейский автопром будет биться как рыба об лед, пытаясь противостоять Великому Китайскому Карданному Валу (ВККВ). Десять кварталов на такси проехал – словно с орбиты Сатурна вернулся. У них тут не просто панорамный лючок в крыше, у них вся крыша стеклянная. Огромный дисплей, мягчайшие люксовые поверхности. А в ряде моделей и для пассажиров заднего ряда огромные сенсорные мониторы. Двери автомобиля раскрываются, как бутон цветка – вверх и вбок.

Пока европейцы раз в год готовят новую модель, меняя форму подстаканника и добавляя точки в логотип на капоте, китайцы создали/купили/стырили (для истории неважно, как это произошло) настоящие космолеты. И поверьте, ни один водитель, попробовав новый китайский автопром, больше не сядет за руль «европейского» бренда, потому что уже сейчас между ними – пропасть.

IMG_4076.jpg
Фото автора
Покупай и лети на свой Марс или куда ты там собрался перемещаться на такой штуковине. Электрические автомобили почти бесшумны. Изменилась звуковая картина улиц. Помните, в фантастических фильмах транспортные средства подплывали с тихим шуршанием. Здесь теперь все именно так. Стоишь на улице, ждешь такси, и мимо тебя шуршат-проплывают автомобили. Хотим мы этого или нет – все идет к электрокарам. Понятно, что крупная строительная техника по-прежнему будет использовать ДВС, но весь городской транспорт обречен питаться от розетки.

По отелю, в котором я жил, ездит ведро-консьерж, похожий на R2D2 из «Звездных войн» – убирает, доставляет что-то. Китайский автопром незаметно прошуршал от смешных и корявых драндулетов к неземным формам жизни. Сейчас всей планете не до автосалонов, но как только ситуация успокоится, я с упоением буду читать ревью профильных специалистов. Потому что то, о чем я пишу, – это не теория. Это уже произошло. Те концепты, с которых сдувают лабораторную пыль европейские дизайнеры, уже снуют по улицам китайских городов в немыслимых количествах. Шуршат покрышками по идеально ровному асфальту. На улицах Шанхая сейчас то, что через пять лет будет во всех городах мира. Время от времени происходят такие цивилизационные скачки, которые визуально очень заметны.

Европейцы сейчас выглядят как рыцари, высыпавшие на поле, чтобы по старинке начать рубиться мечами врукопашную, а перед ними – частокол пехоты с мушкетами. И вроде уже доспехи надели, и вроде рубиться нужно, а ситуация кардинально изменилась. Поэтому-то так беспомощно прозвучали слова кого-то из еврочиновников: «Китай ведет нечестную конкуренцию! Их машины слишком дешевые!» Смехота.

252-8-3480.jpg
Космические тортики-пироженки
по вполне земной цене.  Фото автора
У входа в небоскреб, на улице, smart locker – многоячейковое помещение, в которое курьеры помещают привезенную снедь. Кладут пакеты в свободный ящик и отправляют код покупателю, тот спускается (в удобное ему время, не нужно синхронизироваться), вводит код, и дверца ячейки открывается. Очень удобно. Почему нельзя подобное реализовать у нас – ума не приложу.

Зашел в торговый центр, на первом этаже магазин – диагонали, спирали, хай-тек и стремительный хром. Что продают? Тортики и эклеры. Экспонирование, словно тут высокотехнологичное производство – смартфоны и ноутбуки, а не тортики по 500 руб. за штуку. Может быть, какой-то миллиардер-филантроп-сладкоежка решил продвинуть свой товар? Не понимаю. Первый этаж крутого торгового центра, толпа вышколенного персонала, дизайнерское оборудование, наверняка конский ценник арендных ставок. И – тортики. Космические тортики по вполне земной цене. Походил по этажам – ну, в Китае как всегда. Оригинальные бренды соседствуют с какими-то KoraDior. Кора-Диор! Береста-Шанель, блин.

IMG_3328.jpg
Фото автора
Заборы жилищных комплексов опутаны электрическими проводами. Убить не убьет, но током ударит – китайская мама не горюй! И дальше лезть уже не захочется. Очень дружелюбное решение. Китай – безопасная территория, но непрошеным гостям тут не рады. Добро пожаловать, но по заранее согласованному приглашению и с отсканированными QR-кодами. Китай открывается всему миру, но одновременно хранит свою индивидуальность. В чистом виде «Добро пожаловать и посторонним вход воспрещен».

Посетил городок с непроизносимым названием Zhujiajiao, Чжу-цзя-цзяо. Как правило, для описания этого места используют шаблонный аналог: «китайская Венеция» – любим мы, конечно, описывать мир через сравнение: «Сити – московский Нью-Йорк», «ВДНХ – сталинский Диснейленд». Ну, не важно. Суть он передает. Городок на воде, недалеко от Шанхая. Начал формироваться еще 500 лет назад и за прошедшие столетия сумел не расплескать весь свой шарм. Мостики присутствуют, каналы присутствуют, плакучие ивы – в ассортименте. Есть даже местные гондольеры.

Вспомнив венецианский «грабеж» с их 200 евро за посадку, я решил совершить вояж по каналам на местной лодочке, конечно, ничего общего с элегантностью венецианских гондол не имеющей. Но и цена 2400 в рублях показалась привлекательной по сравнению с прайсом итальянских бандитов с веслами. Сажусь на скамейку, гондольер улыбается и начинает выписывать вензеля. Там виднеется мост, тут какая-то пагода – думаю, увижу их снова на обратном пути. Плыву, делаю снимки и радуюсь удачной сделке: «Посмотрю весь город с воды». Проходит девять минут, мы приплываем в какой-то тупик, и мой лоцман жестами показывает, чтобы я выметался. Заплыв закончен. В смысле? Мы настолько привыкли, что подобные путешествия завершаются там, где начались, что вот такой one way trip – дорога в один конец – вызвал у меня ступор. Я, конечно, не очень расстроился, но сделал вывод, что гондольеры – они во всех точках мира оправдывают свое название.

IMG_2937.jpg
Фото автора
В остальном – все мило. Очень много самых разнообразных едален. Продается все – от скорпионов и личинок на шпажках до раздавленных мандаринов (фрукты словно грузовик переехал, когда они перебегали дорогу в неположенном месте). Стритфуд дешевый, но, когда ты берешь свое блюдо, у тебя не может быть никакой уверенности во вкусе, который ты в итоге получишь, потому что уточнить нюансы приготовления невозможно. Коммуникативный тупик абсолютный. Никто не говорит по-английски (разумеется), а гугл-переводчик так парадоксально выполняет свою работу, что его использование напоминает игру в крокодила, когда подключаются какие-то совсем далекие ассоциативные ряды.

Пообедал пельмешками. В том же простом уличном кафе наблюдал две пары европейцев со смесью паники и отвращения на лицах. Это, конечно, удивительный для меня феномен. Визитировать континентальный Китай и удивляться местному колориту? Шанхай – это не Цюрих, милочка, здесь нет твоих летаргических ритмов, и, направляясь сюда, нужно быть готовым к тому, что все будет совершенно иначе, чем ты привыкла.

Несколько раз мысленно сравнивал его с Гонконгом. И могу уверенно заявить, что во многих аспектах Шанхай не уступает и даже превосходит своего азиатского брата. Полное ощущение безопасности. В Гонконге остался флер флибустьерства и хозяйничавших там триад (спасибо местному кинематографу, который на протяжении десятилетий спекулирует на образе «бандитского» города и создает полное ощущение, что в любой подворотне затаились отмороженные бандюки с тесаками). В Шанхае безопасно и чисто. И с финансовой точки зрения поездка не обременительна. 

Шанхай


Читайте также


О дорогах, которые нас выбирают

О дорогах, которые нас выбирают

Юрий Гуллер

Лето на горизонте – самое время помечтать о путешествиях

0
1431
Возрождение металла

Возрождение металла

Владимир Полканов

РУСАЛ займется переработкой алюминиевого лома в промышленных масштабах

0
2085
Стритфуд по-японски и проигранная лапшовая битва

Стритфуд по-японски и проигранная лапшовая битва

Олег Мареев

О том, пекут ли суровые боссы якудза по субботам орешки с тягучей сгущенкой

0
4087
Пельменные гастроли и пиксельный лес

Пельменные гастроли и пиксельный лес

Татьяна Нефедова

Увлекательное путешествие по Европе и неожиданные воспоминания о Китае

0
6487

Другие новости