0
16826
Газета Я так вижу Печатная версия

28.10.2021 19:48:00

Туркменский газ стал токсичным для Европы

Строительство Транскаспийского трубопровода, по которому углеводороды должны были пойти в Евросоюз, становится неактуальным

Сердар Айтаков

Об авторе: Сердар Айтаков – журналист (Туркменистан).

Тэги: туркменистан, транскаспийский трубопровод, углеводороды, газ, ес


туркменистан, транскаспийский трубопровод, углеводороды, газ, ес К технологиям, используемым при добыче газа в Туркмении, у экологов есть серьезные претензии. Фото с сайта www.turkmenistan.gov.tm

Европейский союз отказался от туркменского газа. Это стало понятно после состоявшегося на днях очередного заседания Совместного комитета Европейский союз – Туркменистан, в ходе которого обсуждалось Соглашение о торговле и сотрудничестве. Рутинная вроде встреча в этот раз принесла сюрпризы, хоть и скрытые за скупыми бюрократическими формулировками.

«ЕС является четвертым по величине торговым партнером Туркменистана. Большая часть экспорта Туркменистана в ЕС – это продукция, связанная с углеводородами. Поскольку ЕС и другие торговые партнеры будут проводить декарбонизацию своей экономики и сокращать импорт углеводородов, Туркменистан должен диверсифицировать свою внешнюю торговлю», – говорится в пресс-релизе делегации ЕС на переговорах. Фактически этот пассаж ставит точку в долгой интриге под названием «Транскаспийский газопровод», который должен был поставлять туркменский газ на европейский рынок в обход России и был неотъемлемой составной частью таких проектов, как Nabucco и «Южный энергетический коридор», в разное время лоббируемых Госдепом США и структурами Европейского союза. С другой стороны, туркменские власти постоянно выражали поддержку этим идеям (и интригам) в качестве спекулятивного аргумента в переговорах с «Газпромом» о продаже туркменского газа.

И, конечно, Турция, сколачивая под своей эгидой Союз тюркских государств и не мытьем, так катаньем заманивая и затаскивая в него Туркменистан (см. «НГ» от 03.10.21), в качестве одного из главных приоритетов видит свой контроль над газовым маршрутом из Туркменистана в Европу, как это уже сделано с подобными маршрутами из Азербайджана.

Все интриги основных игроков за доступ к газовым месторождениям Туркменистана можно было бы списать на очередной раунд «Большой игры», если бы не одно но. Желание выиграть в этой игре долгое время заставляло Запад закрывать глаза на плачевное положение с правами человека в Туркменистане. Нет, периодически критика в адрес туркменских властей звучала, но только тогда, когда молчать было совсем неприлично – в ответ на массовые репрессии, учиняемые первым президентом Туркменистана Ниязовым, на разгром гражданского общества, на расправы и репрессии в отношении журналистов и экологов. Сначала нехотя, медленно, под массированным давлением правозащитников кампании «Покажите их живыми!» и их сторонников, западные структуры или западные составляющие международных организаций – ОБСЕ и ООН – признали проблему пропавших в туркменских тюрьмах и включили ее в повестку переговоров с властями Туркменистана. Дидье Буркхалтер, президент Швейцарии, в то время занимавший пост председателя ОБСЕ, канцлерин ФРГ Ангела Меркель, госсекретарь США Джон Керри ставили этот крайне неудобный вопрос перед президентом Гурбангулы Бердымухамедовым.

Дело дошло до того, что Европейский парламент, несмотря на отчаянное давление энергетических лоббистов и внутрипарламентских «друзей Туркменистана», отказался ратифицировать то самое Соглашение о торговле и сотрудничестве. Если быть точнее, видя непримиримость самой принципиальной части европарламентариев и бесперспективность прохождения через Европейский парламент этого соглашения, туркменская сторона попросила снять его с повестки голосования во избежание публичных дебатов по его поводу, что и было сделано. На протяжении нескольких лет фраза «отсутствие прогресса в области прав человека имеет ключевое значение для ратификации Европейским парламентом Соглашения о партнерстве и торговле» звучит постоянно из уст европейский переговорщиков, и именно эта формулировка прозвучала в очередной раз на недавней встрече комитета Европейский союз – Туркменистан.

Безусловно, огромную роль в том, что туркменский газ приобрел статус «токсичного», сыграла публикация Bloomberg о проводимых несколько последних лет дистанционных исследованиях выбросов метана на газовых месторождениях в подготавливающей и транспортирующей газ инфраструктуре. Спектрозональные космические снимки, проанализированные канадской компанией GHGSat Inc., обнаружили на территории Туркменистана «один из крупнейших выбросов метана, когда-либо наблюдавшихся в реальном времени». Дальнейшие исследования имеющуюся картину сделали еще драматичнее. Масштабы выбросов метана на территории Туркменистана – шокируют.

«Эти шлейфы явились свидетельством того, о чем давно подозревали климатологи: в мире существует серьезная проблема с выбросами метана из Туркменистана. Бесцветный и не имеющий запаха метан является крупнейшим компонентом природного газа и может в огромных объемах утекать из энергетических объектов, руководители которых не пытаются его остановить… Из 50 наиболее серьезных выбросов метана при наземных нефтегазовых операциях, проанализированных с 2019 года компанией Kayrros SAS, занимающейся мониторингом, на Туркменистан приходится 31. По оценкам Международного энергетического агентства, в 2020 году его общие выбросы метана отставали только от России и США, в которых энергетическая промышленность значительно больше», – говорится в докладе.

«В связи с этой историей Bloomberg Green запросил комментарии у официальных лиц туркменского Министерства энергетики и Министерства иностранных дел, а также государственной газовой компании «Туркменгаз» (государственный концерн. – С.А.). Никто не ответил… Тоталитарная политическая система Туркменистана и уровень культа личности, который Бердымухамедов построил для упрочения своего правления, вызывают сравнения с другим царством-отшельником. «Вы действительно должны смотреть на это как на Северную Корею без бомбы», – говорит Лука Анчески, профессор Университета Глазго, изучающий режимы в Центральной Азии.

Переговорщики со стороны ЕС на встрече призвали власти Туркменистана присоединиться инициативе Global Methane Pledge, основываясь именно на этих данных об утечках метана, ибо масштаб климатических угроз действительно беспрецедентен. Учитывая остроту климатической повестки в Европе, у переговорщиков ЕС просто не было выбора.

Туркменский газ стал для Европы токсичным. Очередь за самим туркменским режимом? 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Эксперты высоко оценили доклад главы «Роснефти» на Веронском форуме

Эксперты высоко оценили доклад главы «Роснефти» на Веронском форуме

Татьяна Астафьева

Призывы отказаться от иллюзий «энергоперехода» важны для участников рынка и развивающихся стран

4
1177
КПРФ достался минимум федерального телеэфира

КПРФ достался минимум федерального телеэфира

Дарья Гармоненко

В ноябре не показали встречу лидера партии с президентом, а коммунисты не поддержали бюджет

0
2571
Энергия молодости покорила зал Московской филармонии

Энергия молодости покорила зал Московской филармонии

Марина Гайкович

Лауреаты Конкурса им. Чайковского выступили с Госоркестром Татарстана

0
2508
Региональная политика 2-5 декабря в зеркале Telegram

Региональная политика 2-5 декабря в зеркале Telegram

0
1031

Другие новости