Фото Reuters
В Манчестере открылась ежегодная конференция консервативной партии. Больше всего копий на ней, по мнению британских комментаторов, будет сломано вокруг экономических проблем. Хотя страна вышла из рецессии, сокращение рабочих мест в госсекторе и повышение цен на энергоносители тяжело отразились на жизни многих британцев. Премьер-министр Дэвид Кэмерон и члены его кабинета обнародуют на конференции меры, которые должны облегчить положение молодых семей. Им будут предоставлены льготы по ипотеке для приобретения жилья. В то же время министр финансов Джордж Осборн объявит о том, что будут ужесточены правила получения пособий и других льгот для безработных. Как пишет Daily Telegraph, им придется поработать ради того, чтобы получить пособия.
Этот шаг сделан в ответ на критику со стороны оппозиции и общественности, которая возмущается тем, что государство одаривает своими благами тунеядцев. Как утверждает источник газеты, очень многие из получателей пособий на самом деле работают, только нелегально. Есть среди них и алкоголики, и наркоманы. Теперь люди, которые долгое время сидят на пособиях, должны будут каждую неделю в течение 30 часов делать общественно полезную работу. Например, они будут помогать престарелым на кухне, собирать мусор на улице или стирать со стен всевозможные надписи, рисунки – словом, граффити. Правда, будут применяться и другие способы, чтобы пробудить совесть у этих людей. Им придется каждый день ходить в центры занятости и узнавать, не открылась ли вакансия. А тем, кто не умеет как следует читать и писать, придется посещать уроки для полуграмотных. «Проще говоря, нельзя будет подать заявку на пособие, если ты ничего не делаешь, чтобы заслужить его», – говорит Осборн.
Однако активисты партии и даже часть депутатов парламента обвиняют Кэмерона в том, что он поворачивается спиной к традиционным консервативным ценностям. Например, лондонец Ричард Хилтон, который в течение 18 лет работал во имя партии, избирался в районный совет, в этом году вышел из нее и вступил в националистическую Партию независимости Соединенного Королевства (UKIP). «Я не думаю, что консервативная партия под руководством Кэмерона остается консервативной», – сказал Хилтон газете Wall Street Journal.
Главная цель UKIP – добиться выхода Британии из Европейского союза. Она пока остается малой партией, не имеет ни одного места в парламенте. Но она все сильнее притягивает к себе тех консерваторов, которые хотят выразить недовольство Кэмероном. По мнению этих активистов, Кэмерон, домогаясь поддержки среднего класса, увел партию с правого фланга в центр политической сцены. И вот результат. С 2005 года, то есть с тех пор, как он стал лидером партии, ее численность уменьшилась вдвое и составила 134 тыс. человек. Bow Group, респектабельный мозговой трест консервативного направления, предупреждает, что если руководство тори не восстановит доверие низовых организаций, то через пять лет у UKIP будет больше членов, чем у ныне правящей партии.
Нежелание Кэмерона решительно требовать от Брюсселя передачи полномочий Лондону, а если нужно, то пойти и на разрыв с Евросоюзом – это одна из причин брожения внутри партии. Традиционалисты протестуют также против того, что правительство согласилось узаконить однополые браки. Не способствовали укреплению популярности лидера и несколько «мятежей» консервативных депутатов против политики правительства. Самым последним из них стала схватка вокруг военной интервенции в Сирии. В ходе нее примерно 10% членов фракции тори в Палате общин проголосовали против Кэмерона. Обозреватели тем не менее полагают, что до всеобщих выборов в 2015 году ему удастся сохранить пост лидера. Но исход выборов труднопредсказуем.