0
6020
Газета В мире Интернет-версия

15.11.2013 00:01:00

Американская рука китайскую моет

Тэги: китай, сша, экономика, коррупция


Хочешь хорошо заработать в Китае – заводи связи на самом верху. Банк JPMorgan так и поступил. В 2006 году он заключил контракт с дочерью главы правительства Вэнь Цзябао. Это открыло нью-йоркским финансистам дверь к многомиллионным сделкам со строителем железных дорог и другими госкомпаниями. Неизвестно, был ли в курсе премьер-министр. Но его родственники нажили состояния. Сейчас американские власти расследуют действия банка.
Банк JPMorgan Chase жаждал усилить свою роль в деловом мире Китая. Ради этого он обратился к услугам маленькой консалтинговой фирмы. Ею управляла 32-летняя директриса по имени Лили Чан. У фирмы было всего два работника. И она, казалось, не обладала влиянием и известностью, которые необходимы для продвижения интересов банка в среде деловых людей.
   
Но директора отделения JPMorgan в Гонконге, так же как их некоторые коллеги, знали, что Лили Чан – вымышленное имя. А подлинное – Вэнь Чжучунь; это единственная дочь Вэнь Цзябао, который тогда возглавлял правительство. Он ушел в отставку в начале 2013 года.
Установление контактов банка с Лили Чан произошло как раз тогда, когда он вкладывал капиталы в компании, связанные с семьей Вэнь. Как утверждает New York Times, JPMorgan разработал стратегию увеличения своего влияния в Китае. Суть стратегии состояла в следующем: нужно внести родственников членов правящей элиты в платежные ведомости.
Банк проявил редкую щедрость, заключая контракт с Лили Чан. В то время как в Гонконге ответственные работники инвестиционных банков зарабатывали по 250 тыс. долл. в год, фирме Чан (Вэнь) платили по 900 тыс. долл. Эта щедрость окупилась. Консалтинговая фирма обеспечила JPMorgan контракт с государственной компанией China Railway Group, которая строит железные дороги по заказу правительства.
Контракт с Лили Чан (Вэнь) позволил установить связи и с другими важными фигурами из семьи премьера. Мать директрисы отвечала за надзор за индустрией драгоценных изделий и бриллиантов. А муж был чиновником Государственной комиссии по регулированию банковской деятельности.
Банк JPMorgan – не единственная многонациональная корпорация на Wall Street, которая стремится нанять так называемых принцев и принцесс в качестве служащих, консультантов и партнеров. А жены, дети и другие родственники правящей элиты частенько принимают такие договоренности. Правда, при этом соблюдаются определенные правила предосторожности. Выезжая за границу, члены семей китайских руководителей с разрешения государственных органов используют вымышленные имена. Так, Чан (Вэнь) обладает двумя идентификационными карточками с одинаковыми датами рождения. Одна выдана в Пекине на имя Вэнь Чжучунь, другая – в городе Далянь на имя Лили Чан.
Под последним именем эта деловая женщина училась в США в Университете Делавер. Получив диплом мастера администрации бизнеса, она поселилась в роскошном доме в Манхэттене с видом на реку Гудзон. Стали поступать заманчивые предложения о работе. Она работала в знаменитых банках Lehman Brothers и Credit Suisse First Boston, владела долей в нескольких компаниях. У бывшего премьера много родственников. Это отнюдь не бедные люди. Как утверждают, они тайно владели долями в китайских компаниях через малоизвестные фирмы.
Однако близость к китайским верхам обернулась для JPMorgan осложнениями с компетентными органами дома. Власти США проводят расследование, не имел ли место подкуп иностранных чиновников. Ведь, согласно закону о заграничных коррупционных деяниях от 1977 года, американские компании не могут давать иностранным чиновникам «ничего ценного».
В беседе с «НГ» ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Александр Ларин отметил, что «подобные случаи характерны для государств с переходной экономикой, которые отходят от тоталитарного строя и создают рыночные отношения. У нас в России мы это тоже наблюдаем. Суть в том, что огромная власть сосредоточена в центре, а рынок открывает огромные возможности для для присвоения коллективной и частной собственности. Люди, стоящие у власти, не могут не пользоваться этими возможностями. Они слишком соблазнительны. Коррупция пронизывает весь административный аппарат сверху донизу. Поэтому, пытаясь обуздать коррупцию, власть должна обуздывать саму себя, должна действовать в ущерб самой себе. Это создает двойственную ситуацию: с одной стороны, борьба с коррупцией, с другой – продолжение коррупционной деятельности. Она как гидра. Одну голову отсекают, вырастает другая голова». «Тут даже самые строгие меры не всегда помогают. Тем более что суды над коррупционерами можно использовать и для борьбы с политическими противниками. Как это и происходит», – заключил эксперт.   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Тюремной системе полностью отдали контроль над УДО

Тюремной системе полностью отдали контроль над УДО

Екатерина Трифонова

Осужденные получат свободу с большим числом условий, возвращать за решетку можно будет действительно досрочно

0
1141
Ускоренное строительство жилья спасет экономику

Ускоренное строительство жилья спасет экономику

Михаил Сергеев

В академической среде предложили план роста до 2030 года

0
1754
КПРФ объявляет себя единственной партией президента

КПРФ объявляет себя единственной партией президента

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Предвыборную риторику левые ужесточают для борьбы не за власть, а за статус главной оппозиции

0
1504
Сорвавший заказное убийство Андриевский стал жертвой мести

Сорвавший заказное убийство Андриевский стал жертвой мести

Рустам Каитов

Приговор Изобильненского районного суда заставил обратить внимание на сохранившееся влияние печально известных братьев Сутягинских

0
1378