0
1873
Газета В мире Интернет-версия

09.09.2019 19:38:00

Дональд Трамп поставил на паузу переговоры с талибами

Америке необходимо добиваться от «Талибана» согласия на мирный договор с правительством в Кабуле

Тэги: сша, афганистан, талибан, талиьы, терроризм


Решение президента США Дональда Трампа заморозить переговорный процесс с «Талибаном» (организация запрещена в РФ) стало полной неожиданностью и для талибов, и для официального Кабула. В комментариях представителей «Талибана» по поводу заявления Трампа 8 сентября сквозят отчетливые нотки недоумения и растерянности. В Кабуле вполне довольны новой позицией американского президента, хотя и понимают, что ответом на нее станет новый всплеск террористической активности со стороны талибов. При этом проблема поиска мира в Афганистане остается подвешенной.
Как станет развиваться ситуация в Афганистане и регионе в целом после заморозки переговорного процесса между США и «Талибаном», сегодня можно лишь предполагать. Пока очевидно лишь несколько нюансов.

Во-первых, о конкретных сроках вывода американских и натовских войск из Афганистана речь сегодня больше не идет. Это не значит, что войска США и НАТО останутся в Афганистане навечно, что не может меняться конфигурация и внутренняя структура иностранного военного присутствия (например, в сторону усиления роли частных военных компаний). Однако, очевидно, что по рекомендуемой талибами формуле «бросить все и бежать» Вашингтон действовать не собирается.

Во-вторых, американцы замораживают также политические проекты, связанные со сделкой с талибами – речь идет об идее отмены или переноса выборов президента Афганистана, о создании временного (переходного) правительства страны с участием талибов, а также об изменении афганской Конституции (в пользу «исламской формы правления»). Несомненно, что выборы главы афганского государства пройдут 28 сентября, и что никакого временного правительства – как альтернативы этим выборам – не будет.

В-третьих, те афганские политики, которые повелись на поводу спецпредставителя Госдепартамента США посла Залмая Халилзада (9 сентября он был отозван в Вашингтон из Дохи, где вел переговоры с талибами) и его региональных друзей и поверили в возможность отмены президентских выборов, проиграли не только эти выборы, но и приобрели статус политических неудачников. Со всеми вытекающими из этого последствиями (активизация процесса распада оппозиционных политических коалиций, предательство со стороны союзников и попутчиков, потеря спонсоров и т.д.).

Напротив, в-четвертых, после 8 сентября началось стремительное усиление политических позиций действующего афганского президента Мохаммада Ашрафа Гани. Как известно, он активно сопротивлялся политической линии Залмая Халилзада на сделку с талибами и оказался прав: 8 сентября президент Трамп, фактически, встал на сторону президента Гани в его споре с эмиссаром Госдепартамента. Можно не сомневаться, что вслед за этим в команду Гани начнут перебегать тонко чувствующие ситуацию афганские политики. Вкупе с благоприятной для действующего афганского президента электоральной ситуацией (согласно соцопросам, проведенным сотрудниками Gallup в Афганистане, летом 2019 года Ашраф Гани уже пользовался поддержкой 54% афганских избирателей), это дает основания предполагать возможность победы Гани уже в первом туре выборов.

В-пятых, вместе с «заморозкой» переговоров США с «Талибаном» в подвешенном состоянии оказываются и другие переговорные проекты, которые пытались реализовать некоторые страны в подражание американцам (Узбекистан, Россия, Германия, Норвегия и др.). Тем самым приостановлен процесс фактического международного признания талибов и, соответственно, разрушения легитимности правительства Афганистана.

Относительно дальнейшего развития политической ситуации вокруг афганской проблемы сегодня можно говорить как о возможности реализации нескольких основных сценариев. Представляется, что важнейшей задачей для США – как главного внешнего оператора афганского кризиса – при этом станет создание условий для трансформации достигнутого в Дохе проекта соглашения: исключение из него американцев как договаривающейся стороны, превращение соглашения в договор между «Талибаном» и правительством Афганистана, наделение США статусом гаранта этой сделки. Впрочем, достигнуть этой цели можно далеко не при всех возможных сценариях развития ситуации.

Сценарий 1. США полностью отказываются от ведения дальнейших переговоров с талибами. Посол Залмай Халилзад не просто отзывается в Вашингтон, а отправляется в отставку – это будет сигналом о прохождении точки невозврата в отказе американцев от переговорной игры с талибами. В ответ «Талибан» объявляет «сверхджихад» США и НАТО и активизирует с особой жестокостью атаки на западных военнослужащих, военные объекты, западные посольства и пр. Американцы также усиливают силовой натиск на талибов, возможно, перебросив для этого в Афганистан дополнительные подразделения спецназа, а также авиацию. Одновременно ЦРУ начинает усиленную охоту на лидеров «Талибана» на территории Пакистана (с помощью беспилотников и групп спецназа). Чтобы Исламабад не капризничал при этом, Вашингтон пригрозит ему экономическими санкциями и наделением Пакистана статусом страны – спонсора терроризма. Происходит стремительная эскалация военного конфликта с многочисленными жертвами с обеих сторон, а также со стороны афганцев (прежде всего, сотрудников и бойцов афганских силовых структур). Если Вашингтону удастся осуществить эффективный прессинг Исламабада (а тот переживает сегодня сильнейший социально-экономический кризис) и заставить пакистанских военных надавить на талибов с целью их принуждения к миру, то, вполне вероятно, через какое-то время (от полугода до года «войны на истощение») лидеры «Талибана» согласятся пойти на мирные переговоры с США и правительством в Кабуле с последующим подписанием афгано-талибского договора при американских гарантиях его реализации. Если же давление на Пакистан не будет достаточным и эффективным, то конфликт вернется в хроническую фазу безо всяких перспектив на мирную сделку (это военно-политический тупик).

В основу Сценария 1 может быть положена стратегия Дональда Трампа в Южной Азии, озвученная президентом США в августе 2017 года, но так толком и не реализованная на практике. Она как раз и предусматривала одновременное силовое давление на талибов и пакистанское правительство. Кстати, по информации кабульских источников «НГ», в ближайшее время в Афганистан могут быть направлены до 50 американских бомбардировщиков, которые, очевидно, и займутся принуждением «Талибана» к миру. Вероятно, следует в этом случае ожидать и жестких инициатив Вашингтона в отношении Исламабада, так как, в противном случае, эксплуатация бомбардировщиков окажется бесполезной.

Сценарий 2. США лишь на время замораживают переговорный процесс с талибами, не отказываясь от него полностью. Посол Залмай Халилзад отзывается в Вашингтон, но не для последующей отставки, а на политическую пересидку. «Талибан» развязывает против американцев в Афганистане «ограниченный джихад» с показательными атаками средней интенсивности. Целью этих атак будет не столько уничтожение иностранных военнослужащих и гражданских специалистов, сколько попытки их захвата в плен для последующих политических торгов и информационных спекуляций. После нескольких месяцев взаимных «проверок боеготовности», талибы и американцы, при посредничестве Исламабада, вновь распечатывают переговорный процесс и возвращаются к обсуждению проекта сделки, ранее согласованной в Дохе. Посол Халилзад возвращается в Катар. В проект американо-талибского соглашения вносятся существенные изменения (с учетом последних успехов и поражений заинтересованных участников), он в обязательном порядке согласовывается с правительством Афганистана. В этом случае «Талибану» придется пойти на более серьезные уступки, чем те, на которые он соглашался до 8 сентября 2019 года, прежде всего, признать правительство в Кабуле стороной переговоров, полномочной представлять интересы народа Афганистана. Американцы в ходе консультаций объявят о радикальной трансформации проекта мирного соглашения: из американо-талибского оно должно будет превратиться в талибо-афганское или афгано-афганское с фиксацией двусторонних гарантий долгосрочного прекращения огня. Другими словами, подписать его придется представителям «Талибана» и правительства Афганистана: США выступят только свидетелями-гарантами сделки, без каких-либо обязательств перед «Талибаном». Вашингтон и лично Дональд Трамп смогут в этом случае избежать обвинений в подписании каких-либо договоров с международной террористической организацией и после прекращения огня получат возможность начать вывод западных войск. Возможно, в этом случае США привлекут в число свидетелей-«секундантов» сделки Россию, Китай, Катар, Пакистан и Организацию Исламская Конференция (ОИК).

Сценарий 3. Пакистан экстренно вмешивается в нарастающий конфликт США и «Талибана», пытаясь не допустить введения против себя экономических и политических санкций, а также эскалации боевых действий в Афганистане и угрозы ударов по объектам инфраструктуры талибов на пакистанской территории. Командование пакистанской армии принуждает руководителей талибов к серьезным уступкам, которые могли бы содействовать переформатированию американо-талибской сделки в афгано-талибскую с выводом США из ее участников (далее см. Сценарий 2).

Следует подчеркнуть, что, на наш взгляд, главной причиной демарша Дональда Трампа 8 сентября, когда он объявил о прекращении переговоров о мире с талибами, стал именно политически уязвимый статус США в сделке, подготовленной Залмаем Халилзадом. Подписание какого-либо политико-правового документа с такой террористической организацией, как «Талибан», является сильнейшим репутационным ударом по Вашингтону и лично по американскому президенту. Поэтому госсекретарь Майк Помпео и отказался ставить свою подпись под дохской сделкой, против которой выступили влиятельные американские политики, военные, дипломаты и бывшие руководители спецслужб.

Посол Халилзад, избравший в качестве стратегии переговоров в Дохе «линию необоснованных уступок», довел ее до политического тупика. Возможно, в этом не только его вина: на Халилзада давил дефицит времени (его миротворческая миссия длится уже почти год, а заметных успехов так и нет), американская сторона явно недооценила важность прессинга на Исламабад, приступив к необоснованному заигрыванию с пакистанцами (визит премьер-министра Имран Хана в Белый дом). Конечно, Залмай Халилзад многое сделал для того, чтобы стать козлом отпущения, однако, его зачистка вряд ли поможет решить главную задачу – перезагрузить переговорный процесс, заставив лидеров «Талибана» сесть за стол переговоров с правительством Афганистана и подписать с ним мирный договор при американском посредничестве (подчеркнем еще раз - без участия США в качестве одной из сторон соглашения). В этом случае американский президент избежит грязных брызг на своем смокинге от «прогиба» перед террористами, а Афганистан получит реальный шанс на мирное урегулирование – уже в форме межафганского договора.

Представляется, что, какой бы из основных сценариев развития событий (или сочетание этих сценариев) не оказался базовым, периода военной эскалации в Афганистане не избежать. В ближайшее время всплеск взаимного насилия талибов и американцев при активном участии афганских правительственных сил неизбежен. Однако главным участникам афганского военно-политического процесса при этом следует, несмотря на предстоящие весьма вероятные ожесточенные обмены ударами, позаботиться об архитектуре для новых мирных переговоров. Очевидно, что важнейшими элементами такой архитектуры являются: легитимное правительство в Кабуле (для этого должны обязательно и успешно пройти выборы президента Афганистана 28 сентября), мощный политический и экономический прессинг на Исламабад и, особенно, на командование пакистанской армии, а также эффективные спецоперации против талибов и их лидеров, как на территории Афганистана, так и в Пакистане.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Передовой истребитель США оказался неэффективным орудием внешней политики

Передовой истребитель США оказался неэффективным орудием внешней политики

Игорь Субботин

Проект модернизированного самолета F-35 слишком дорог и ненадежен

0
2198
США и НАТО готовят для Украины наступательные вооружения

США и НАТО готовят для Украины наступательные вооружения

Владимир Мухин

Самолеты и большое количество ударных дронов планируют поставить Киеву летом

0
2665
Китай и Соединенные Штаты конкурируют из-за влияния на Новую Гвинею

Китай и Соединенные Штаты конкурируют из-за влияния на Новую Гвинею

Владимир Скосырев

На этом фоне Байден сделал весьма неудачную оговорку, которая может сказаться на отношениях Америки с островным государством

0
1366
Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Владимир Скосырев

Мониторинг КНДР будут вести без России и, возможно, Китая

0
2222

Другие новости