2
13846
Газета Воины и Армии Печатная версия

05.08.2015 00:01:00

Виртуальное импортозамещение оборонного характера

В условиях западных санкций предприятия ОПК пока не могут обеспечить армию и флот современными вооружениями

Тэги: опк, импортозамещение, дмитрий рогозин, минобороны, виктор чирков, ВМФ, завод звезда, объединенная судостроительная корпорация, гособоронзаказ


опк, импортозамещение, дмитрий рогозин, минобороны, виктор чирков, ВМФ, завод звезда, объединенная судостроительная корпорация, гособоронзаказ Главком ВМФ Виктор Чирков намерен разобраться, как предприятия тратят бюджетные средства. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru

Спустя год после начала работ по импортозамещению в военной сфере выявились реальные проблемы. Они вызваны неспособностью отечественной оборонки самостоятельно производить некоторые виды промышленной продукции в связи с потерей технологий, отсутствием инженерно-технических кадров и элементарным технологическим отставанием. Именно об этом шла речь, по данным источников «НГ», на встрече в понедельник президента Владимира Путина с вице-премьером Дмитрием Рогозиным, на которой глава государства как председатель Военно-промышленной комиссии (ВПК) утвердил новый алгоритм развития российского двигателестроения, связанный с выделением его в отдельную подпрограмму в рамках развития ОПК.

Источники в Минобороны сообщают, что фактически Рогозин озвучил главе государства идеи, которые на заседании Морской коллегии в Санкт-Петербурге 2 июля этого года предложил главком ВМФ адмирал Виктор Чирков. Как сообщили некоторые СМИ, ссылаясь на протокол коллегии, военачальник якобы заявил о том, что решение проблемы «импортозамещения в области судового машино- и приборостроения, по сути, провалилось». Чирков считает, что, несмотря на утверждения российских производителей о способности самостоятельно выпускать весь комплект военной и другой продукции, доля импортных составляющих по-прежнему существенная. И здесь наблюдается просто виртуальное импортозамещение. Адмирал привел в пример продукцию завода «Звезда». «Двигатель-то новый у них – действительно их разработки, а изготовление чье? Опять импортное! Я вчера с ними общался. А металл, говорю, из которого сделан двигатель, у нас в России способны сделать? А корпус и составные детали? Нет! Растеряли все технологии! Электрооборудование? Нет! Задаю вопрос: турбонагнетающие установки для двигателя кто делает? Австрия, Швейцария, Швеция и т.д.! Вы понимаете, что все здесь сидящие люди тратят государственные деньги, а на выходе-то ничего нет», – заявил тогда Чирков.

Он предложил создать специальную комиссию, которая должна разобраться в причинах неспособности наших научно-промышленных предприятий разработать собственное производство многих комплектующих и другой продукции для военного флота. И разобраться в том, куда тратятся полученные на это от Минобороны деньги. Главком ВМФ видит выход из данной проблемы. По его мнению, надо начать в РФ не на словах, а на деле восстановление дееспособности нашей оборонки – создать эффективные НИИ, научные центры, заменить станочный парк, воссоздать мощную промышленную базу, новые технологии, подготовить специалистов и т.п. Дмитрий Рогозин эти идеи поддержал. И, как выясняется, всего за месяц аппарат ВПК подготовил новую концепцию создания с нуля в стране новых унифицированных двигателей не только для ВМФ, но и для авиации.

На Морской коллегии 2 июля с подачи главкома ВМФ было решено до конца 2015 года изучить вопрос создания научно-производственного центра «Судовое машиностроение», который объединит организации, «способные обеспечить проектирование и производство современного конкурентоспособного оборудования». Кроме того, до конца года должны быть внесены поправки в Стратегию развития судостроительной промышленности до 2020 года, которая создаст условия для учреждения такого центра. 

Встречаясь в минувший понедельник с президентом, вице-премьер Рогозин предложил «выделить отдельную подпрограмму в рамках единой государственной программы развития оборонно-промышленного комплекса за счет совмещения технологий в корабельном двигателестроении и авиационном двигателестроении». Таким образом, по мнению Рогозина, «мы могли бы с опережением развивать эту семейственность двигателей, что сократит нам время на их разработку, усилит кадровый потенциал и, конечно, даст возможность нормально экономить деньги, планируя производство всего нашего двигателестроения по всей линейке – от 9 до 35 т».

Но пока суровая правда жизни побуждает Минобороны принимать экстренные меры по выполнению плана поставок в войска и на флот новых вооружений и жесткому общению с предприятиями ОПК. В то время как Владимир Путин и Дмитрий Рогозин обсуждали перспективы развития импортозамещения, в Минобороны на селекторном совещании глава ведомства Сергей Шойгу разбирался в причинах того, почему Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) в этом году может сорвать гособоронзаказ (ГОЗ) на поставку в ВМФ 12 кораблей и судов. Как известно, до этого об угрозе срыва сроков выполнения гособоронзаказа предприятиями судостроительной отрасли говорил замминистра обороны страны Юрий Борисов (см. «НГ» от 17.07.15). Видимо, ситуация так и не нормализовалась. И скорее всего Минобороны применит к ОСК штрафные санкции за срыв поставок военной продукции на флот. Но изменит ли эта мера положение с выполнением ГОЗа к лучшему?

«Проблемы ОСК и оборонки связаны с общим состоянием нашей экономики, ее отсталостью, кризисом в ней и, конечно же, коррупцией. Поэтому заботиться о повышении эффективности предприятий ОПК должно не столько Минобороны, сколько правительство, которое отвечает за их развитие. Развитие это не должно быть виртуальным, и к решению этого вопроса должны подключиться правоохранительные органы, в том числе и прокуратура. ОПК – это сейчас клубок проблем. И распутать его надо быстро и всем миром», – считает член-корреспондент Академии военных наук Эдуард Родюков. Но эксперт не уверен, что это можно сделать быстро. И не исключает, что негативные моменты в выполнении ГОЗа будут нарастать.


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(2)


Егор Николаев 11:00 05.08.2015

Совмещение проектирование и производства авиационых и судовых двигателей, не кажется удачной идеей. Слишком отличаются требования к этим классам двигателей. И потом, государство неэффективный менеджер, поэтому и времени много уйдет, и денег, и продукция будет не на уровне мировых брендов. Частников надо подключать. Пример -Элон Маск, ну и все прочие Дугласы, Локхиды, Пратт-Уитни, Роллс-Ройс.

Владимир Степанов Егор Николаев 13:55 05.08.2015

Совмещать движки полная глупость и бред, разруха полная, все надо восстанавливать с нуля, а не бумажки писать. Пока нет полностью своего, а будет в лучшем случае через 5 лет, значит ОПК должен крутиться и таким макаром. Маоистские идеи "большого скачка" добьют страну, а ВС оставят без ВВТ. Головой думать надо. С судостроением хуже всего, угроза срыва не по 1 году, а всей программы в целом. Кстати Маск и пр. все суть госкорпорации ВПК , частным там и не пахло, вырвый чуть отделился и все.



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


С китайских Душистых гор повеяло порохом

С китайских Душистых гор повеяло порохом

Владимир Скосырев

Министр обороны КНР предостерег США от вмешательства в тайваньский вопрос

0
894
Почему ракетные пуски на учениях «Гром-2019» дали сбой

Почему ракетные пуски на учениях «Гром-2019» дали сбой

Андрей Рискин

0
1194
Зачем в состав минной группы НАТО в Черном море входит корабль-разведчик

Зачем в состав минной группы НАТО в Черном море входит корабль-разведчик

Андрей Рискин

0
944
Главное – это диверсификация

Главное – это диверсификация

Ирина Дронина

Президент РФ провел совещание по реализации программы финансового оздоровления ОПК

0
1651

Другие новости

Загрузка...
24smi.org