0
2969
Газета От редакции Печатная версия

21.01.2020 20:27:00

Смогут ли губернаторы повысить свой федеральный уровень

Усилить полномочия глав регионов даже при изменении Конституции более чем сложно

Тэги: путин. послание, регионы, губернаторы, полномочия, федеральная политика, госсовет, конституция


путин. послание, регионы, губернаторы, полномочия, федеральная политика, госсовет, конституция На фото заседание Госсовета. Фото сайта kremlin.ru

Президент Владимир Путин в Послании Федеральному собранию заявил о необходимости повысить роль глав регионов в выработке решений на федеральном уровне. Для этого, по его словам, необходимо закрепить в Конституции статус и роль Государственного совета.

Госсовет сегодня, как известно, – не указанный в Конституции совещательный орган при главе государства, созданный в 2000 году по инициативе Путина. Госсовет рассматривает насущные политические вопросы страны, но властными полномочиями не обладает. Что изменится после внесения поправок в Основной закон, пока не ясно. До сих пор в этом органе рассматривали вроде бы важные вопросы. Однако в итоге все сводилось к банальной дискуссии в рамках «улучшить, углубить» и т.д.

Понятно, что главы регионов должны как-то влиять на федеральную политику. Все же Россия – федеративное государство. Но у губернаторов, заметим, есть выдвинутые ими в Совет Федерации сенаторы, которые должны реализовывать интересы глав регионов на федеральном уровне. Плюс сенаторы от законодательной власти, которые, как правило, тоже входят в губернаторскую «обойму». Не говоря уже о депутатах Госдумы, избрание которых, как показывает жизнь, практически невозможно без поддержки глав регионов. Правда, если говорить о сенаторах, то в основном их роль сводится к лоббированию интересов региона, конечно, когда у них для этого есть возможности.

Кроме того, губернаторы, являясь составной частью исполнительной власти, входят в состав так называемого большого правительства. То есть могут и должны влиять на федеральную политику. При этом за каждым главой региона, как уверяют эксперты, стоят те или иные финансовые группировки. Допустим, один губернатор пользовался мощной поддержкой некоего равноудаленного от власти олигарха, а его сменщик оказался ставленником совсем другого лоббиста. От лоббистов, кстати, во многом (если не во всем) зависит и выделение средств региону из федерального бюджета.

Но главное – есть регионы-доноры, а есть дотационные субъекты Федерации. Поэтому речи о равном влиянии губернаторов на федеральную политику не может быть по определению. Вес губернатора, как правило, соответствует вкладу региона в бюджет страны. Власти много говорят о политике федерализации, о том, что нужно больше денег оставлять на местах. Пока это в основном лишь благие намерения. В рамках бюджетного процесса все решает федеральный Центр. Главы регионов по-прежнему идут за финансовой поддержкой в администрацию президента, в правительство или же в государственные корпорации, которые имеют свои интересы в данной республике или области.

При всей важности политической составляющей главный интерес губернаторов – финансовый. То есть Госсовет (после поправок в Основной закон и принятия отдельного закона) должен получить особые полномочия в финансовых вопросах. Но, во-первых, Владимир Путин в Послании отметил, что Госсовет не должен стать еще одной палатой регионов; во-вторых, за социально-экономическую политику в стране отвечает правительство.

Президент говорит о том, что губернаторы должны получить больше полномочий. Но в какой сфере это может произойти? Если речь идет о назначении судей и прокуроров, то каков будет механизм? Да и может ли Госсовет, в который входят губернаторы (в стране 85 субъектов Федерации), главы двух палат российского парламента, руководители думских фракций и некоторые из бывших губернаторов, решить подобные кадровые вопросы? Тем более что этим, как правило, занимаются кадровые органы администрации президента и других структур.

В общем, по теме усиления влияния глав регионов на федеральную политику больше вопросов, чем ответов. Пока все похоже лишь на имитацию процесса. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Плебисцит по Конституции может растянуться

Плебисцит по Конституции может растянуться

Иван Родин

Дополнительные способы голосования снижают доверие к результатам

0
1396
Перенести опыт Москвы на всю страну

Перенести опыт Москвы на всю страну

Андрей Шишкин

С чего начать всероссийскую реновациюжилищного фонда

0
897
Укоренение церкви в государство вредно для нее самой

Укоренение церкви в государство вредно для нее самой

Олег Носкович

Свобода совести уже гарантирует гражданам возможность строить свой духовный мир на таких основаниях, на каких они считают нужным

0
1180
Вера в Бога – конституирующий признак нашего народа

Вера в Бога – конституирующий признак нашего народа

Епископ Савва (Тутунов)

Как сделать Основной закон мировоззренческим

4
1492

Другие новости

Загрузка...
24smi.org