0
1922
Газета День в Истории Интернет-версия

12.11.2008 00:00:00

Имена и даты: краткие хронографические наблюдения. 12 ноября

Об авторе: В прошлое всматривался Петр Спивак.

Тэги: хроники, андропов, боровский


хроники, андропов, боровский Юрий Андропов остался в истории правителем, чей девиз – порядок прежде всего.
Фото ИТАР-ТАСС

Сегодняшний день можно было бы праздновать в мировом масштабе как день парламентаризма: 12 ноября 930 года в первый раз собрался старейший из ныне существующих парламентов – исландский альтинг. Исландцы, должно быть, давно усвоили науку народного представительства, а мы до сих пор мучаемся с ней, как второгодники-школяры. А в совсем недавние времена и заговорить об учреждении парламентской власти было невозможно.

12 ноября 1982 года в СССР произошла смена правителя – после смерти Леонида Брежнева новым генеральным секретарем ЦК КПСС (а затем и председателем Президиума Верховного Совета) был избран бывший председатель КГБ Юрий Андропов. Его короткое правление, 9 февраля 1984 года оборванное болезнью, запомнилось главным образом завинчиванием всех и всяческих гаек. Судя по всему, он, человек информированный и умный, понимал: иной, реформаторский путь борьбы с подступающим кризисом приведет к тому, что посыплется все. А что отлов людей, оказавшихся в рабочее время в магазинах и кинотеатрах, не приведет ни к чему, то ли не было понятно, то ли считалось менее опасным, чем вирус свободы. И бездарно растраченное время между Брежневым и Горбачевым отозвалось в особом горьком сарказме тогдашних анекдотов. «Вы будете смеяться, но этот генсек тоже умер». «Идет борьба двух систем – социалистической и нервной»...

Дата 12 ноября знаменательна в политической истории не только России и Исландии, но и Китая. В этот день в 1866 году родился революционер и политик, основатель партии Гоминьдан Сунь Ятсен. После свержения в 1911 году Маньчжурской династии он стал первым президентом Китайской Республики. Кстати, Китайская Республика – та, еще не достигшая высшей добродетели народности, – существует до сих пор. Существует, правда, лишь в пределах острова Тайвань, куда была сброшена в ходе гражданской войны между коммунистами и гоминьдановцами.

А вот персонаж российский, но по-своему не менее экзотический для нас, чем Сунь Ятсен. Историк, переводчик, критик, профессор Московского университета Михаил Каченовский (1775–1842) навлек на себя и академическую критику, и служебные гонения тем, что отрицал достоверность древней русской истории – точнее, летописей как главного источника знаний о ней. У Каченовского, впрочем, нашлось немало последователей: сначала Николай Морозов, историк и народоволец, а в наши дни – математик Анатолий Фоменко...

Более близкая и вполне достоверная история. 12 ноября 1675 года умерла от голода в заключении боярыня Феодосия Морозова, которую мы знаем по картине Василия Сурикова. Ей не простили старообрядчество, как и протопопу Аввакуму. Сегодня верующие люди могут сколько угодно говорить о подмене веры обрядоверием. А для современного светского сознания споры о том, как толковать богослужебные книги и как креститься – двумя перстами или тремя, представляются чем-то вроде борьбы тупоконечников и остроконечников у Свифта. Но для сознания реальных верующих людей того времени это были проявления главного вопроса: будет стоять мир или обрушится.

Илья Эренбург в книге «Люди, годы, жизнь» напомнил о том, как Константин Бальмонт, знаменитый и даже скандально знаменитый русский поэт, заклинал современников: «Тише, тише совлекайте с древних идолов одежды». Заклинал тогда, замечает Эренбург, когда этих идолов уже топили и жгли. А потом начали сжигать людей...

12 ноября 1922 года родился польский писатель Тадеуш Боровский. Он прошел Дахау и Освенцим – и написал о них так, что его даже называют «польским Шаламовым». Их он выдержал, не ждал от нацистов ничего иного, но, будучи человеком левых убеждений, не выдержал разочарования в социализме и в 1951 году предпочел уйти из жизни. В СССР, кажется, первым о Боровском написал классик нашей театральной критики Юзеф Юзовский в своей неоконченной предсмертной книге «Польский дневник». По его словам, Боровскому присущ благородный цинизм – «если только допустимо так сказать о цинизме, но это, кажется, единственный случай, когда так можно сказать, ибо это цинизм очищающий, нас очищающий от нашего прекраснодушия». Литература после Освенцима и ГУЛАГа не способна предаваться самообману, считать, что на самом деле их не было.

Французский философ Ролан Барт, родившийся 12 марта 1915 года и умерший в 1980 году, прожил жизнь не то чтобы совсем благополучную (многие годы он страдал туберкулезом), но, во всяком случае, не знал ничего сравнимого с экстремальным опытом Боровского. Но в его философских и культурологических построениях трудно не увидеть обоснование такого художественного творчества, которое уже знает о катастрофах XX столетия. Потому что, по Барту, действительно современный автор чуждается прежней привилегии – знания высшей истины и предлагает лишь одну из возможных трактовок своего произведения. И в этом смысле он пережил «смерть автора». Но свобода и плюрализм теперь необходимы там, куда прежде им не было входа.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Сахалинский опыт для «Чистого воздуха»

Сахалинский опыт для «Чистого воздуха»

Владимир Полканов

Для достижения целей федерального проекта нужны стимулы, а не только штрафы, считают эксперты

0
661
План развития конкуренции в России обещают согласовать до конца лета

План развития конкуренции в России обещают согласовать до конца лета

Ольга Соловьева

Потребительскую инфляцию в регионах стабилизируют соглашениями с торговыми сетями

0
1339
Адвокатам рекомендуют хранить тайну следствия

Адвокатам рекомендуют хранить тайну следствия

Екатерина Трифонова

Конституционный суд РФ не увидел законодательных ограничений права на защиту

0
1571
Киеву обещают военную помощь на 50 миллиардов евро

Киеву обещают военную помощь на 50 миллиардов евро

Владимир Мухин

Украина занялась производством корректируемых авиационных бомб и высокоточного оружия

0
2506

Другие новости