0
1328
Газета День в Истории Интернет-версия

23.04.2009 00:00:00

Имена и даты: краткие хронографические наблюдения. 23 апреля

Тэги: театр, перестройка, литература


театр, перестройка, литература Владимир Высоцкий в роли Гамлета в спектакле любимовской Таганки стал открытием. Для классики был найден новый язык.

Мир – театр, и люди в нем – актеры. Девиз лондонского театра «Глобус», где играл Шекспир и ставились его пьесы. Сегодня как раз день рождения Уильяма Шекспира (1564–1616), или Вильяма, как у нас привыкли писать. Как там говорил режиссер народного театра в фильме «Берегись автомобиля»: а не замахнуться ли нам на Вильяма нашего Шекспира?

В России 23 апреля – дата вообще театральнее некуда. В этот самый день в 1964 году, когда весь мир праздновал 400-летие со дня рождения величайшего драматурга, в Москве родился новый театр, очень быстро завоевавший мировую известность, – Театр драмы и комедии на Таганке дал первый спектакль с новой труппой. Это были недавние выпускники Щукинского училища – ученики Юрия Любимова, который и поставил с ними брехтовского «Доброго человека из Сезуана». Потом было многое другое, была трагически сломанная судьба Таганки. И, конечно, не могло обойтись без Шекспира. Помню, как 40 лет назад пересказывали слухи: у Любимова премьера «Гамлета», так там Высоцкий длинноволосый и играет на гитаре...

Высоцкому, Любимову, всей Таганке буквализм, конечно, не был свойствен. Опираясь на классический текст «Гамлета», они размыкали его границы. Текст, между прочим, был в переводе Пастернака. И совершенно естественно, что Высоцкий прочитал со сцены неопубликованное тогда у нас стихотворение Пастернака «Гамлет». «Гул затих. Я вышел на подмостки./ Прислонясь к дверному косяку,/ Я ловлю в далеком отголоске,/ Что случится на моем веку./ На меня наставлен сумрак ночи/ Тысячью биноклей на оси./ Если только можно, Авва Отче,/ Чашу эту мимо пронеси./ Я люблю твой замысел упрямый/ И играть согласен эту роль,/ Но сейчас идет другая драма,/ И на этот раз меня уволь...»

Вот оно что. Экзистенциальная драма, неразрешимый конфликт человеческого существования: режиссер-жизнь назначает нам роль, не спрашивая нашего согласия. Появляясь на свет, мы оказываемся в мире, который создан не нами. А другого – нетути, хоть ты плачь. И шаг влево, шаг вправо – считается побег, конвой открывает огонь без предупреждения. Конституция такая.

Но что остается, когда надеяться не на что? У каждого по-своему, конечно. Но у поэта и его адресата остается хотя бы слово. Мы как-то редко об этом задумываемся: наивысшие, главные свои творения Шекспир создал в годы, когда взгляд его на мир был самый безнадежный, самый трагический. И потому самый свободный от поиска опоры где-то вовне. «Гамлет», «Отелло», «Король Лир»... Или это создал не Шекспир? Кто на самом деле написал шекспировские тексты – спорят до сих пор...

Тут ведь надо понимать вот какую вещь, простую и практическую. Как актер театра «Глобус» Шекспир был совершенно не заинтересован в публикации своих (или приписываемых ему) пьес. На них держалось материальное благополучие его самого и всей труппы, а публикация была бы подарком для других театров. Авторского права в те времена еще не знали.

Автор «Гамлета» умер в день своего рождения, 23 апреля 1616 года. В один день с Сервантесом, автором «Дон Кихота». (Через 250 лет Тургенев написал эссе о взаимной противоположности этих двух литературных героев.) Сейчас 23 апреля отмечается как Международный день книги и авторского права.

От литературного имени, за которым стоит не совсем ясно кто, – к литературному имени заведомо фиктивному, стоящие за которым реальные авторы известны с полной достоверностью. Носитель коллективного псевдонима Козьма Прутков родился, как сказано в придуманной этими реальными авторами канонической биографии, 23 апреля 1801 года по новому стилю, а умер 13 января 1863-го. Обе даты, понятно, условные, но одна из них позаимствована у Владимира Жемчужникова, входившего в это творческое содружество и родившегося 23 апреля 1830 года (ум. 1884). Остальные создатели Козьмы Пруткова – Алексей Константинович Толстой и братья Владимира Жемчужникова: Алексей и Александр.

По существу, явление совершенно театральное. Маска в чистом виде, литературная фантазия: примерно так заговорил бы, например, Крутицкий из пьесы Островского «На всякого мудреца довольно простоты», если бы взялся сочинять стишки и афоризмы. И мы уже второй век твердим эти сентенции. Философемсы, как выражался потомок Козьмы Пруткова – Евгений Сазонов с 16-й полосы старой «Литературной газеты». «Если на клетке слона прочтешь надпись «буйвол», не верь глазам своим». «Всякая вещь есть форма проявления беспредельного разнообразия». «В летнее время, под тенью акации/ Приятно мечтать о дислокации». «Лучше скажи мало, но хорошо» (бог ты мой, это же Чехов, который как раз 23 апреля 1889 года написал брату Александру: «Краткость – сестра таланта»... почти Чехов). А вот мое любимое: «Бывает, что усердие превозмогает и рассудок». Николай Кузьмин проиллюстрировал это так: бравый офицер марширует, повернув голову и не видя, что впереди – разверстый водосточный люк. Аллюзии каждый подберет сам.

И тут самое время вспомнить о театре политическом. Репертуар на 23 апреля богатейший. 1792 год – на Гревской площади в Париже установлена первая гильотина. 1906 год – Николай II утвердил новые Основные законы Российской империи. В первом приближении – Конституцию. Не хухры-мухры. 1907 год – речь Столыпина в Думе по земельному вопросу. 1929 год – открылся XVI съезд ВКП(б), «съезд индустриализации». 1932 год – постановление ЦК той же партии «О перестройке литературно-художественных организаций», то есть о создании единого и монолитного писательского союза. А в этот же день 1985 года на пленуме ЦК КПСС Горбачев провозглашает курс на перестройку вообще. Нет, нет, не как самоцель, а как средство – внимание, еще одно магическое слово – ускорения. Ускорения научно-технического прогресса. Слова «свобода» и даже «реформы» блистательно отсутствуют. Ну да в таком деле главное – нАчать, как говорил Михаил Сергеевич. И будет перемена декораций, как в одном знаменитом романе.

Кстати, о декорациях. В Англии стоит в целости дом, где 445 лет назад родился Шекспир. У нас даже родного дома Пушкина нет. И мемориальная доска «Здесь стоял дом, где родился Лермонтов» (так, кажется?) ни у кого не вызывает оторопи.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Принципы оплаты труда педагогов сделают более прозрачными

Принципы оплаты труда педагогов сделают более прозрачными

Ольга Соловьева

Акцент на подготовку инженерных кадров впишут в образовательную стратегию

0
250
"Новые люди" занялись практикой малых дел

"Новые люди" занялись практикой малых дел

Дарья Гармоненко

Партия предлагает вместо запретов искать альтернативные решения

0
267
Соседи России начинают инновационную гонку вооружений

Соседи России начинают инновационную гонку вооружений

Михаил Сергеев

Инженеры из Поднебесной демонстрируют прыгающие дроны и противоспутниковые средства

0
393
Будущих защитников протестируют на системное мышление

Будущих защитников протестируют на системное мышление

Екатерина Трифонова

Для попадания в адвокатуру нужно не только знание кодексов, но и умение их правильно применять

0
247

Другие новости