0
1484
Газета Идеи и люди Печатная версия

06.06.2011

Вперед в 90-е

Антон Олейник

Об авторе: Антон Николаевич Олейник - доктор социологии, кандидат экономических наук (Институт экономики РАН и университет "Мемориал", Канада).

Тэги: кино, премьеры


кино, премьеры Высокие технологии очень удобны для создания виртуальной демократии.
Кадр из фильма «Поколение П»

На российские киноэкраны практически одновременно вышли два фильма, посвященные осмыслению наследия 90-х годов. В «Поколении П», снятом по одноименному роману Виктора Пелевина, акцент делается на виртуализации политики и экономики, а также на ключевой роли в этом процессе средств массовой информации. В «ПираМММиде» речь идет о расцвете и крушении пирамиды МММ, а сценарий был написан при непосредственном участии ее создателя Сергея Мавроди. Просмотр обоих фильмов оставляет ощущение того, как мало в действительности изменилось в российских политике и бизнесе с тех времен. Просто тенденции, которые в 90-е существовали лишь в зародыше, сегодня приобрели весомые, грубые и зримые очертания.

П как Пессимизм

Замещение реальных политических процессов виртуальными (а именно – политическими) технологиями началось еще в первой половине 90-х годов. Оно стало закономерным результатом развития в России экспортного варианта демократии, когда из трех ее компонентов, то есть конкурентных выборов, соблюдения принципа верховенства закона и соответствия самого закона повседневным практикам граждан, реформаторы фактически ограничились лишь первым. Факт наличия выборов легче всего зафиксировать в том числе усилиями международных наблюдателей. А вот два других компонента демократии за один день не внедрить, их развитие требует длительных усилий и наличия предпосылок – таких как существование гражданского общества.

Организация выборов без соблюдения принципа верховенства закона и без обеспечения соответствия закона нормам, используемым гражданами в повседневной жизни, создает богатые возможности для манипуляций. Привязка к чему-либо при проведении выборов – будь то закон или реальные нужды «электората» – отсутствует. Поэтому любой индивид или партия вне зависимости от их прошлых заслуг или предлагаемой программы получают шанс на обретение власти в результате таких выборов. Важно лишь обладать достаточными ресурсами для манипуляций, прежде всего контролем над средствами массовой информации, ответственными за создание соответствующего образа. При такой демократии правит тот, кто контролирует медийное пространство.

Изменилась ли описанная в «Поколении П» ситуация сегодня? Вряд ли. Массированная PR-кампания в СМИ по-прежнему является как первым, так и последним шагом в жизни политика. Разве что произошло существенное расширение – по сравнению с 90-ми годами – самого медийного пространства путем развития Интернета, в особенности социальных сетей типа Twitter, Facebook и их национальных аналогов. Поэтому контроль над информацией в Интернете становится необходимым компонентом PR-технологий. Необязательно речь идет о явных ограничениях: можно создавать видимость плюрализма умножением транслирующих одну и ту же точку зрения сайтов или постов. Поэтому твиттеризация при грамотном подходе вполне может превратиться из одной из угроз для правящей элиты (социальные сети используются для мобилизации недовольных) в ее опору.

Отсюда пессимистическое ощущение, которое остается после просмотра «Поколения П»: при таком раскладе в лучшем случае меняется лишь конкретный «земной муж» богини Иштар, то есть главный манипулятор виртуальной демократии. Сама же опора системы на виртуальные образы незыблема.

МММ как Мы-оптимисты

«ПираМММида» – совсем другое кино. Несмотря на обилие убийств на экране и общий серый фон кадров, на которых запечатлена действительность 90-х, у зрителя после просмотра остается оптимистический осадок. Россия не ограничится ролью неуспевающего ученика в «школе демократии», а займет более достойное место в международном разделении «капиталистического труда». Важно только превратить рынок в особого рода «систему» и обеспечить ей прикрытие на самом высоком государственном уровне. При этих условиях Москва наконец станет «третьим Римом», точнее – вторым Лондоном или Нью-Йорком в качестве международного финансового центра.

О превращении Москвы в крупнейший международный финансовый центр сегодня говорят все, начиная с президента Дмитрия Медведева. Авторы «ПираМММиды» предлагают свой рецепт для достижения данного результата. Рынок следует трансформировать в «систему» с четкими границами и структурой (в идеале участники рынка разбиты на десятки, сотни и тысячи, как в хорошо зарекомендовавшей себя, в том числе и в России, структуре Орды). Участники системы обмениваются между собой денежными знаками с постоянно растущим за счет притока новых членов номиналом – будь то билеты МММ образца первой половины 90-х или «МММ-доллары» образца 2011 года. «Десятники», «сотники» и «тысячники» («тысяцкие») регулируют вход в «систему», отвечая за членов вверенных им десятков, сотен и тысяч.

Заставлять войти в «систему» никого не нужно: это в интересах любого (по мнению создателя этой системы, являющегося по совместительству «земным мужем» богини Иштар) рационально действующего эгоиста. Но вот членом может стать не любой эгоист, а лишь тот, кто соглашается на установленные «земным мужем» правила игры и признает как его власть, так и власть непосредственных начальников, начиная с десятника. Только признавая власть «земного мужа», отраженную в установленном им курсе билетов или «МММ-долларов» и запрете их продавать раньше установленного срока, можно достичь состояния нирваны.

Помимо руководящего воздействия «земного мужа» «система» нуждается в защите государства, точнее – просвещенных представителей его «силового блока». Именно отсутствие такой защиты привело к краху МММ в середине 90-х годов. В фильме просвещенные государственные мужи представлены генералами и старшими офицерами ФСК (предшественница ФСБ). Им удалось оценить всю красоту замысла креатора, но козни олигархов тогда не позволили в полной мере его реализовать.

Сегодня же появляется новый шанс для нахождения формулы философского камня, то есть извлечения власти из особым образом «систематизированного» рынка. В нахождении чудесной формулы равным образом заинтересованы и «просвещенные силовики», и «прагматичные либералы», и даже «последовательные патриоты» (ибо с помощью «системы» Россия «встанет с колен» и утрет нос «америкосам»).

Становление не этой ли «системы» совместными усилиями «просвещенных силовиков» и «прагматичных либералов» (правда, без непосредственного участия Мавроди) наблюдается сегодня во всех ключевых секторах российской экономики – от добычи полезных ископаемых (где роль «десятника» по допуску в «систему» играет Федеральная антимонопольная служба) до розничной торговли (торговые сети в качестве «десятников») и дорожной индустрии (концессионеры по использованию платной автомобильной дороги в роли «десятников»). Осталось только использовать те же принципы и при перемещении в Москву мирового финансового центра, заменив с помощью «системы» доллар США на «доллар МММ».

Примечательно, что, как и российская демократия, «система» тоже носит виртуальный характер. Никаких инвестиций в «реальный сектор» она принципиально не предусматривает. Курс билетов и «МММ-долларов» тоже ни к чему, кроме как к указаниям «земного мужа», не привязан. Да и возникла последняя версия «системы», «МММ-2011», исключительно в социальных сетях в Интернете.

Получается, что все дело в отношении к «виртуализации» реальности. Если расслабиться, то можно и удовольствие вкупе с выгодой получить. А если нет, то есть риск впадения в депрессию. Как отмечал еще Джон Кейнс, все зависит от самопроизвольного оптимизма и пессимизма в оценках окружающего мира, а не в действительных параметрах последнего: «Заметная часть наших действий, поскольку они направлены на что-то позитивное, зависит скорее от самопроизвольного оптимизма, нежели от скрупулезных расчетов».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Гуляй, шальная "Матильда"

Гуляй, шальная "Матильда"

Наталия Григорьева

В прокат выходит резонансный фильм Алексея Учителя

0
1870
Лиса Алиса в "Школе современной пьесы"

Лиса Алиса в "Школе современной пьесы"

Наталья Савицкая

К юбилею Елены Санаевой

0
406
Лукулл, испытывающий  муки Тантала

Лукулл, испытывающий муки Тантала

Андрей Щербак-Жуков

15 октября исполнилось 120 лет со дня рождения Ильи Ильфа

0
1343
Специальный репортаж "НГ". Голливудский изгой Тони Кэй покоряет Россию

Специальный репортаж "НГ". Голливудский изгой Тони Кэй покоряет Россию

Наталия Григорьева

Режиссер "Американской истории X" надеется вернуться в кино с фильмом про русскую актрису

0
1697

Другие новости

Загрузка...
24smi.org