0
1799
Газета НГ-Политика Печатная версия

17.04.2012 00:00:00

Политическая реформа, или Партизация всей страны

Политическая реформа, предложенная Медведевым, в очередной раз отбрасывает нашу страну от решения главных политических задач

Тэги: политика, реформа, партия, выборы


политика, реформа, партия, выборы

Лилия Шибанова, исполнительный директор ассоциации «ГОЛОС»

Политическая реформа, предложенная президентом Дмитрием Медведевым и практически принятая ГД РФ, в очередной раз отбрасывает нашу страну от решения главных политических задач, способных вернуть Россию на путь европейской цивилизованной демократии.

Сделав минимальную численность партии 500 членов, реформаторы сохраняют ее федеральный уровень (необходимость иметь региональные отделения в половине субъектах РФ). Что в итоге порождает формирование партий под яркого регионального лидер, с профанацией несуществующих отделений в других субъектах РФ. В то же время избирательная система не позволит вновь созданным партиям преодолеть те заградительные барьеры, которые выстроены на пути к реальному участию в распределении мандатов.

Партизация всей политической жизни страны вот лейтмотив предложенной политической реформы.

И это в то время, как членами партий являются менее 5% граждан, когда партии занимают одно из последних мест в рейтинге популярности у избирателя. При этом делается основной упор именно на развитие федеральных партий, централизованная структура которых порождает и отсутствие внутренней демократии, и отстраненность от решения региональных и местных проблем территорий…

В то же время в стране назрела крайняя необходимость формирования нового класса политиков через индивидуальное участие в выборах, через создание региональных партий, развитие общественных движений, участвующих в местных и региональных выборах, постепенно и естественным путем укрупняющихся до партий федерального значения.

Доводя принцип многопартийности до абсурда, реформа создает многопартийность не ради формирования политической альтернативы, а ради разобщенности множества политических акторов. Предложенная модель выборов в ГД РФ еще более усложняет прохождение в ГД РФ малых партий, навязывая гражданам необходимость членства в федеральной партии как единственную возможность участия в политической жизни страны.

В то же время на региональном и местном уровнях нет идеологических проблем. Есть проблемы социальные, есть проблемы бюрократических волокит и элементарной коррупции… Решение этих проблем требует активного вмешательства общественного контроля непосредственно через депутатский корпус, который должен быть напрямую заинтересован в поддержке своего избирателя.

Выборы по партийным спискам – это лишение граждан влиять не только на состав депутатского корпуса, но и на контроль над его деятельностью. Списочный партийный депутат никак не зависит от избирателя. Его дальнейшая карьера полностью зависит только от решения внутрипартийной бюрократии. И именно здесь начинается торговля партийными местами в проходную часть списка, включение кандидатур на основе так называемой политической целесообразности… А дальше – фракционное голосование, что вообще лишает депутатов возможности индивидуально выражать свою позицию по тому или другому вопросу.

В перспективе – превращение партий в «электоральные машины» и в организации, способные лишь к поддержанию своих лидеров. А участие граждан в политической жизни сводится лишь к участию в референдуме за того или иного политического лидера.

Сегодня, когда гражданская активность показывает, что страна требует смены политических элит, включения новых политических лидеров в процессы принятия общественно значимых решений, необходимо создать механизмы электорального лифта. И это возможно прежде всего через выборы по одномандатным округам.

Идеологическая борьба политических партий на федеральном уровне должна смениться конструктивными предложениями социально и экономически значимых решений внутренней программы страны. И эти предложения могут исходить только от депутатов, непосредственно включенных в проблемы жителей своих территорий. Именно баланс идеологически заряженных партийных депутатов и одномандатников способен сохранить консенсус в решении важнейших вопросов развития страны. Сегодня необходимо уйти от прямой конфронтации «свой–чужой» к конструктивному диалогу – что делать!

Как известно, основные рамки политического устройства страны определяются партийно-избирательным законодательством. Однако предложенная реформа не затронула главной проблемы – проблемы с честными и свободными выборами. Реформа не меняет ситуацию с гипертрофированным использованием на выборах административного ресурса, политическим сговором по разделению округов, отсутствием реального общественного наблюдения…

Основные требования, продиктованные недовольством граждан страны в результате проведенной федеральной кампании – это изменение принципов и структуры формирования избирательных комиссий, снятие административного давления, возвращение общественного контроля на выборах, – даже не обсуждались в процессе предложений о политической реформе.

В то же время именно отсутствие избирательной реформы становится главным препятствием на пути реформирования политической системы.

Выборы как необходимый инструментарий формирования власти стали главной повесткой дня. И нет сегодня в стране альтернативы Избирательному кодексу «ГОЛОСа», разработанному широким экспертным сообществом, способной комплексно решать проблемы и с политической конкуренцией, и с борьбой с административным ресурсом, и с возвращением общественного наблюдения на выборах…

Избирательный кодекс – уже внесенный в ГД РФ – решает практически все те многочисленные задачи, которые стоят перед Россией на пути возврата к нормальной избирательной системе.

Это прежде всего создание независимых избирательных комиссий, что является сегодня краеугольным камнем в процессе борьбы за честные и справедливые выборы.

Кодекс предлагает формирование избирательных комиссий по партийному представительству, исключив любых представителей от исполнительной власти. Разработанный два года назад, кодекс тем не менее предусмотрел возможную многопартийность – две трети состава избирательных комиссий формируются из представителей партий, причем не только тех, которые представлены в ГД РФ.

Кодекс возвращает конституционное право выдвижения половины депутатов в ГД РФ по одномандатным округам, запрещает введение чисто пропорциональной системы и требует обязательное использование открытых партийных списков на местных выборах в случае использования на них пропорциональной системы.

Таким образом, решается важнейшая задача – вернуть конституционное право избираться непартийным кандидатам на всех уровнях выборов, сформировать депутатский корпус, непосредственно привязанный к избирательным округам.

Кодекс требует снижения барьера для прохождения списка политических партий до 3%, что позволяет минимально терять голоса избирателей.

Кодекс возвращает строку «против всех», чтобы протестное голосование перевести в нормальный политический процесс участия активных граждан в процессе голосования, дать возможность реально учитывать недовольство избирателей представленным списком партий или кандидатов...

Кодекс закрепляет за местным самоуправлением максимальные полномочия для выбора избирательной системы независимо от региональных парламентов. Однако регламентирует сохранение права независимых кандидатов на равных бороться за депутатские места с политическими партиями, возвращает право общественным объединениям участвовать в местных выборах.

Кодекс максимально защищает право политических партий и независимых кандидатов на участие в выборах, упрощая процедуру регистрации и устраняя запретительные барьеры.

Только имея сильный, функционально значимый представительный орган власти как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях, избиратель получает реальную возможность влиять на принятие политических решений, решать стратегические задачи развития территорий, контролировать деятельность исполнительной власти, формировать законодательную и нормативную базу развития.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РСПП грозит "инвестиционной паузой" из-за закона о поощрении капиталовложений

РСПП грозит "инвестиционной паузой" из-за закона о поощрении капиталовложений

0
300
На финансирование проектов по импортозамещению выделено на 2019-2000 годы 1,3 трлн руб. - Медведев

На финансирование проектов по импортозамещению выделено на 2019-2000 годы 1,3 трлн руб. - Медведев

0
297
Американский Boeing E-8C совершил полет над Корейским полуостровом

Американский Boeing E-8C совершил полет над Корейским полуостровом

0
280
ЕС не подготовил заявлений в связи с 30-летием отношений с Россией

ЕС не подготовил заявлений в связи с 30-летием отношений с Россией

  

0
256

Другие новости

Загрузка...
24smi.org