0
1798
Газета Политика Интернет-версия

23.11.2011 00:00:00

Уязвимость российской демократии

Илья Шаблинский

Об авторе: Илья Георгиевич Шаблинский - д.ю.н., профессор кафедры конституционного и муниципального права НИУ "Высшая школа экономики".

Тэги: демократия, выборы, президент


Нынешняя избирательная кампания считается парламентской. Однако в уме мы держим президентскую. И, в сущности, она уже идет. И главным все еще остается вопрос о нашем новом старом президенте.

Ограничение на третий президентский срок после двух успешно отработанных пришло к нам, как известно, из США. Происхождение данного принципа делает его несколько уязвимым в условиях «суверенной» демократии. Нужно признать, что с этим принципом-ограничителем у авторитарных правителей, играющих в демократию, всегда выходило много мороки. И чтобы отказаться от него, и чтобы обойти его, требовались определенные ухищрения.

К примеру, вождям Белоруссии и Азербайджана, чтобы избавиться от запрета баллотироваться в президенты более двух раз подряд, пришлось проводить референдумы – совсем, кстати, недавно, в 2008 и 2009 годах. Правители Казахстана, Таджикистана, Узбекистана, желавшие по каким-то причинам запрет сохранить, были вынуждены принимать новые Конституции. Заодно нарастив новые сроки – скажем, от пяти до семи лет.

В России же была реализована технология, которую в сравнении с вышеперечисленными следовало бы считать передовой. Комбинация, с помощью которой власть возвращается президенту № 2, вроде бы выгодно отличает РФ от бывших братских республик. Вроде бы... В чем все же состоит главное сходство этого отечественного опыта с опытом братских среднеазиатских режимов? Ведь есть же у человека право идти на третий срок после одного пропущенного? Чем этот опыт вообще сомнителен?

Ответ весьма прост. Тем, что в основе его лежит некая всеми сознаваемая фальшь, притворство. Можно сказать и чуть точнее: личный интерес определенной персоны маскируется разного рода политическими декорациями. Фальшь в политике в отличие от музыки трудно определима на слух. Она частенько является комбинацией правд и неправд, которая может быть более или менее сложной, но всегда нацелена на сокрытие какой-то главной правды.

Притворство, между прочим, не только моральная, но и правовая категория. Есть такое понятие – «притворная сделка»: это сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку.

Трудно ли ее обнаружить в нашем случае?

Смысл того самого принципа – «не более двух сроков подряд» – в исключении ситуации, когда все властные ресурсы слишком долго концентрируются в одних руках. Такими ситуациями, как показывает история, лидеры склонны злоупотреблять. История показала это еще раз. Формально подчинившись конституционной норме, президент № 2 сделал все, чтобы фактически лишить ее смысла. То есть сохранил в своих руках контроль над большей частью властных ресурсов – прежде всего силовых и информационных. Вряд ли это станут отрицать даже его рьяные сторонники. Они, как и все российские граждане, могли на протяжении всех четырех последних лет наблюдать Лидера каждый день (!) по нескольку раз по всем основным телеканалам. Лидер, как и раньше, оставался вне контроля и вне публичной критики.

В чем же заключается главная опасность политической фальши?

Для начала хотя бы в том, что под желание и интересы одного человека (узкой группы лиц) подстраиваются институты государства, вся политическая система страны. Ну да, статью 81 Конституции о двух сроках менять не стали. Лидер не стал на этом настаивать – хотя и мог. Но срок президентских полномочий до шести лет удлинили. И тут уж Конституцию без всяких колебаний подправили, хоть и много раз до этого говорили о ее незыблемости. У кого-то есть сомнения, в чьих интересах была внесена эта правка? Фальшивость данных манипуляций – хотя они и отличают нас от Узбекистана – очевидна, думаю, не только критикам, но и многим адептам.

Выхолащиванию у нас подверглась вся система разделения властей. Средство для этого было выбрано то же, что и в среднеазиатских республиках, – «главная партия страны». Она должна была взять под контроль и взяла от 60 до 99% мест во всех законодательных органах государства. После чего исчез смысл каких бы то ни было сдержек и противовесов, взаимного сдерживания палат и согласований при назначениях┘

Моя работа – преподавание конституционного права. При разборе таких тем, как разделение властей или, скажем, избирательная система, звучат обычно ехидные вопросы. Скажем, такой: «Почему у нас по закону запрещено, выступая по телевидению, критиковать других кандидатов?» Ведь это, в сущности, противоречит смыслу предвыборной кампании?! Может быть. Но главная партия страны, которой достается главным образом в Интернете, хотела бы с помощью этой нормы исключить или хотя бы свести к минимуму критику в свой адрес с телеэкрана, то есть критику, доступную массовой телеаудитории. Эта же норма должна подстраховать и лидера в период предвыборной агитации. Ну а после кампании проблем с критикой в телеэфире уже не возникнет.

Я не хочу сказать, что мы возвращаемся в 70-е. Это будет не точно. Ясно, что мы уже на другом витке развития. Российские партии, именующие себя оппозиционными, пока еще иногда способны действовать самостоятельно, хотя и в очень узком диапазоне. И у нас еще существует определенная свобода слова в печатных изданиях. Но динамика развития нашего государства за последние пять–семь лет вызывает серьезные сомнения. Что напоминает сегодня российская модель власти? Более всего Индонезию образца 70-х годов или Бразилию и Парагвай 60-х. Во всех этих случаях «главная партия», представлявшая весь госаппарат и им же защищаемая, контролировала парламент, а у власти находилась узкая группа офицеров во главе с национальным лидером. В общем, ничего оригинального. В результате подобных правлений (закончившихся по-разному) вышеназванные группы и лидеры, безусловно, улучшили свое положение, чего нельзя с уверенностью сказать о названных странах.

Это еще один аспект фальши в политике – она способствует обычно не развитию, но консервации, и прежде всего консервации отсталости.

Нужно сказать, что все названные страны отказались от поддельных, фальшивых демократий в пользу реальных лет 15–20 назад. Что ж, нам, вероятно, придется подождать: впереди у нас еще минимум 12 лет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
501
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
320
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
2249
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
1753

Другие новости