0
1048
Газета Регионы России Интернет-версия

22.10.2007 00:00:00

Пылесос для педагогов

Тэги: педагоги, школы, учебник, история


В Нижнем Новгороде прошла конференция учителей истории Приволжского федерального округа. Педагогам рассказывали, как им теперь по-новому преподавать свой предмет.

Участникам конференции раздали красные учебники «Новейшая история России 1945–2006. Книга для учителя» под редакцией Александра Филиппова, из которой педагоги и могли почерпнуть новую историческую концепцию школьного просвещения.

«Книга для учителя – пылесос для вашего развития», – пояснил собравшимся назначение учебника профессор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Евгений Вяземский.

Мол, большинство учителей считают, что история – это не только изучение «как оно было на самом деле», а важно еще и сформировать ценностные ориентиры. Как указывает розданная учителям методичка, новый учебник служит задачам защиты и укрепления государственного суверенитета и «вносит вклад в формирование государственной идеологии». Вот только Конституция РФ в главе «Основы конституционного строя» содержит статью под роковым №13, где прямо сказано, что «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Видимо, Конституция в новую историческую концепцию страны не вписывается.

«История часто служит интересам правящих кругов, – поделился с «НГ» свежими впечатлениями от прочтения учебника учитель Михаил Скородумов из села Работки Нижегородской области. – Сейчас поступил государственный заказ по подъему патриотизма. И мне кажется, имеет место некоторая спекуляция фактами, замалчивание одних, использование других, отвечающих новому курсу. Но в целом учебник выверен».

Примечательно, что с особым чувством устроители конференции цитировали одну фразу Бисмарка: «Нашу победу одержал прусский учитель». Собиратель земель немецких произнес ее после битвы с австро-венгерскими империалистами. Победу над каким врагом должен был одержать российский учитель сегодня, тоже было достаточно очевидно. «Складывается впечатление, что этот учебник пишут назло Америке. Так все-таки: он в пользу России или назло Америке?» – такой вопрос из зала пришел в президиум, вызвав бурю аплодисментов и смех учителей. Отвечавшая на него профессор политологии Оксана Гаман-Голутвина была вынуждена признать, что в учебнике действительно имеется перекос в сторону российско-американских отношений. Но потом и сама долго и увлеченно рассказывала о США – о доминировании там крупного капитала и связях высших должностных лиц страны с нефтяными компаниями.

Да что Америка! России угрожает, оказывается, весь глобальный мир. Так, по словам доктора философии Леонида Полякова, чем ближе к центру России, тем меньше понимания находит у людей новая историко-обществоведческая концепция. И наоборот, чем дальше от Москвы, тем больше у людей «потребность в новом подходе». «Потому что в центре меньше ощущается реальная необязательность России в будущем, – объясняет эту тенденцию Поляков. – А люди, живущие на краю России, в Дальневосточном, Южном федеральных округах, реально чувствуют, что мир рядом – глобальный мир, в котором никому место не гарантировано».

Однако судя по выступлениям самих учителей, их страшит близость не глобального мира, а банальной бедности. «Приятно, что нам предложили стать апологетами государства. Вот только способен ли учитель на это сегодня? Не провалим ли мы эту линию? – заявила учительница 1-й гимназии из Перми Оксана Сузинова. – Например, я – после того как получу три тысячи рублей аванса (и это при высшей категории). Мы, учителя, и есть ваш главный сопромат!»

А когда кто-то из зала задал вопрос в президиум, можно ли причислить учителей к среднему классу (ведь традиционные носители государственной идеологии – представители именно среднего класса), Оксана Гаман-Голутвина сказала, что конкретно про учителей ответить не готова, но есть концепция, согласно которой средним классом предложено считать людей с ежемесячным доходом от 9 тыс. руб. и выше. «Ну, мы не средний класс», – равнодушно констатировала учительница рядом со мной на галерке. «Нет, я уже средний, с сентября, ценой неимоверных усилий, после того как взяла еще одну подработку», – возразила ей соседка. По всему залу тем временем прошел недовольный ропот – народ обсуждал свои зарплаты. «Я разделяю ваш скепсис, – не поняла аудиторию Гаман-Голутвина. – Девять тысяч рублей – это, конечно, не средний класс».

Как явствует все из той же учительской методички, один из вопросов, на который призван ответить новый учебник, гласит: почему, будучи сверхдержавой, распался СССР. Действительно, странно, ведь в Советском Союзе и учебники истории вовремя и тщательно переписывали, и государственную идеологию с самого детского сада старательно прививали, а страна возьми да и развались. Выходит, совсем не в учебниках и исторических концепциях суть, отнюдь не ими государственность крепится. И сколько историю ни переписывай, она будет развиваться по своим объективным законам.

«Они-то мечтатели. А нам что, все это теперь воплощать в жизнь?» – проворчала одна из учительниц на выходе из зала. «Ну да, нашли стрелочников», – согласилась ее коллега.

Нижний Новгород


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
693
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
815
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
411
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
284

Другие новости