0
1337
Газета Стиль жизни Печатная версия

04.10.2004

Слабому полу – место в разведке

Тэги: женщины, шпионы, петербург, выставка


женщины, шпионы, петербург, выставка Основу выставки «Погоны чекиста на женских плечах» составили истории тридцати героинь.
Фото автора

Выставка, посвященная женщинам – сотрудницам органов госбезопасности России, открылась в Северной столице в филиале Государственного музея политической истории России «Гороховая, 2».

«XIX – начало XX века – время быстрого развития и усложнения общественных отношений в Российской империи, – рассказала корреспонденту «НГ» заведующая музеем Людмила Михайлова. – Это привело к формированию системы политического контроля. В этот период были созданы Третье отделение собственной его императорского величества канцелярии, отдельный корпус жандармов, департамент полиции и его подразделения и др. Одно из важнейших средств политической полиции – использование секретной агентуры в общественном и революционном движениях. Зарождение партий, профсоюзов, разных общественных объединений вело к увеличению и активизации агентурной деятельности. В начале ХХ века появились агенты наружного наблюдения. Изучая архивные материалы, связанные с историей органов госбезопасности, как бы они ни назывались: Третье отделение, ЧК или КГБ – мы непременно сталкиваемся с именами незаурядных женщин».

Экспозиция «Погоны чекиста на женских плечах» знакомит с судьбами тридцати женщин-разведчиц, жизнь которых достойна быть описанной в детективах и любовных романах. Достигать определенных высот в разведке женщинам помогали такие качества, как обаяние, нетрадиционная логика, хитрость и склонность к интригам. Одной из первых русских дам, прославившихся на этом поприще, создатели выставки считают княгиню Доротею Ливен, родную сестру знаменитого шефа жандармов Александра Бенкендорфа. Воспитывалась она в Смольном институте, была фрейлиной великой княгини Марии Федоровны, которая стала женой Павла I. Вышла замуж за военного министра, графа Христофора Ливена и находилась в близких отношениях с царствующей семьей. В 1809 году Христофор Ливен – посол в Берлине, а в 1812 году – в Лондоне. Там и начала свою разведывательную карьеру его жена.

Княгиня открыла блестящий светский салон в Лондоне, затем, после смерти мужа, в Париже, где бывали небезынтересные для российского государства политики и дипломаты. Доротея Ливен имела постоянную переписку по вопросам российской внешней политики с графом Карлом Нессельроде, министром иностранных дел. Известно, что данные, собранные агентом Ливен, помогли императору Александру I правильно сформулировать российскую позицию на Венском Конгрессе в 1814 году.

Жизнь Доротеи напоминает увлекательнейший авантюрный роман, и, невольно проводя аналогию с судьбами героинь Яна Флеминга и Грэма Грина, понимаешь: действительно, когда женщины раздеваются, мужчины рассказывают все. Доротея Ливен не отличалась классической красотой, но ее острый ум и какой-то магический «шарм» притягивали мужчин. С десяток лет княгиня Ливен была любовницей Клеменса Меттерниха, министра иностранных дел и фактического главы австрийского правительства. И все это время министр иностранных дел русского императорского двора получал от Доротеи ценнейшую информацию. Секретный канал Ливен–Меттерних – как правило, зашифрованные послания, вложенные аж в четыре конверта, – контролировал не только министр, но и сам царь Александр, обсуждавший с графиней вопросы внешней политики и лично инструктировавший ее. Затем по поручению государя пришлось забыть Меттерниха и завести новый роман – теперь с министром иностранных дел Англии Джорджем Каннингом, ключевой фигурой на политической арене начала XIX столетия. Роман затянулся на десятилетие. А «лебединой песней» Доротеи был Франсуа Гизо – премьер-министр Франции.

«Доротея Ливен стала агентом исключительно из чувства патриотизма, – считает Людмила Михайлова. – Денег и драгоценностей у нее было более чем достаточно. Княгиня ни в чем не нуждалась. Будучи амбициозной женщиной, Доротея Ливен стремилась внести собственный вклад в укрепление положения России на мировой арене».

Агент советской внешней разведки Маргарита Коненкова проживала в США с 1924 по 1945 год. Она была красавицей, ею восхищался Альберт Эйнштейн. Пользуясь особым расположением ученого, с которым познакомилась в 1935 году в Нью-Йорке, она умело использовала это расположение для контактов с Робертом Оппенгеймером, создателем американской атомной бомбы. Агентесса сумела очаровать не только Эйнштейна, но и ближайшее окружение Оппенгеймера, в которое входили видные ученые-атомщики США. Скончалась Коненкова в Москве в 1980 году в возрасте 84 лет.

Зоя Воскресенская (Рыбкина) – полковник, сотрудница внешней разведки, заслуженный работник НКВД – выполняла разведывательные задания в Харбине, Германии, Стамбуле, Финляндии. В историю нашей разведки вошел ее танец с послом Германии в СССР графом Вернером фон Шуленбургом. В мае 1941 года Зоя Воскресенская присутствовала на приеме у посла в честь гастролировавших тогда в Москве артистов балета Берлинской оперы. Она станцевала вальс с графом Шуленбургом. Танцуя с послом, Зоя Воскресенская обратила внимание на то, что на стенах примыкающих к залу комнат, видны светлые квадраты пятен, видимо, от снятых картин. Напротив приоткрытой двери возвышались груды чемоданов. Озабоченность разведчицы вызвали и другие едва уловимые детали, подмеченные в разговоре с германскими дипломатами. Молодая женщина сделала вывод о том, что вечер, столь тщательно спланированный германским посольством, затеян для отвода глаз, чтобы опровергнуть слухи о войне, якобы готовящейся против СССР, и продемонстрировать приверженность Пакту о ненападении 1939 года. Об этом спустя несколько часов было доложено руководству советской разведки.

В годы Второй мировой войны Зоя Воскресенская занималась отбором и забросом в тыл противника разведывательно-диверсионных групп, она одна из создательниц первого партизанского отряда. Она стала автором уникального изобретения передачи секретной информации. Однажды Зоя Воскресенская взяла кусок тончайшего белого шифона и приклеила кончики воздушной материи к листу бумаги, вставила эту комбинированную прослойку в пишущую машинку и напечатала на ней шифр, порядок пользования им и условия работы радиостанции. Затем срезала куски шифона и сняла его с бумаги. Напечатанный текст оказался совершенно незаметным, – прочесть его можно было, только наложив шифон на белый лист бумаги. Затем женщина купила два совершенно одинаковых галстука, распорола один из них и вырезала из его внутренности часть фланели, которая прилегает к шее. Ее-то она и заменила сложенным раз в восемь шифоном с текстом, напечатанным на машинке.

Среди экспонатов выставки – фотографии, документы, образцы формы и такие редкие вещи, как платье шифровальщицы военного времени или письма «профилактируемых» студентов 60-х годов, когда «профилактика» была одним из методов борьбы с диссидентами. Авторы экспозиции избегают политических оценок и не стремятся оценивать систему.

«Органы безопасности, как бы их ни называли – Третье отделение, ЧК или ФСБ – обеспечивали стабильность и безопасность государства и в первую очередь собирали информацию для того, чтобы император, ЦК или президент могли понять, как регулировать социально-экономические процессы, происходящие в стране, – сказала корреспонденту «НГ» Людмила Михайлова. – Политический контроль существует в каждом государстве, без него невозможно обойтись».

Санкт-Петербург


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Кудрина сватают в Петербург, чтобы не пустить в премьеры

Кудрина сватают в Петербург, чтобы не пустить в премьеры

Алексей Горбачев

Перед президентскими выборами внутри власти разгораются кадровые интриги

0
9016
Петербург: "Зенит-Арена" будет дорабатываться после Кубка конфедераций

Петербург: "Зенит-Арена" будет дорабатываться после Кубка конфедераций

0
697
Цвет влюбленной жабы

Цвет влюбленной жабы

Юлия Виноградова

Кто такие имидж-консультанты и как найти свой образ

1
1066
Выставка. «Армянский импрессионизм. От Москвы до Парижа»

Выставка. «Армянский импрессионизм. От Москвы до Парижа»

Любовь Пуликова

0
379

Другие новости

24smi.org
Рамблер/новости