0
2938
Газета В мире Интернет-версия

31.05.2016 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. Политический ландшафт ФРГ сдвинулся вправо

Тэги: германия, политика, левые, партии


германия, политика, левые, партии Фото со страницы партии в социальной сети.

Проблема левой идеи в современном глобализированном обществе испытывает серьезные трудности. Именно это и продемонстрировал только что закончившийся в Магдебурге федеральный съезд партии, возникшей в 2007 году благодаря слиянию «Левой партии. ПДС», по сути дела преобразованной в 1990 году из правившей в ГДР Социалистической единой партии Германии (СЕПГ), и левой партии «Труд и социальная справедливость – Избирательная альтернатива», основанной в 2005 году бывшими членами Социал-демократической партии Германии (СДПГ), представлявших левое крыло партии. К ним присоединились и другие левые из СДПГ, покинувшие ряды этой партии ввиду, как они утверждали, ее обуржуазивания.

Нельзя сказать, что идеи демократического социализма, которые представляет эта партия, пользуются большой популярностью в Германии. Но тем не менее «Левым», благодаря последовательной критике внешней и внутренней политики правящих в Германии партий с левых позиций, удалось пройти в бундестаг, европарламент и ряд земельных парламентов. На федеральных выборах 2009 года «Левые» получили 11,9% голосов и 76 депутатских мандатов (из 622). Партия пользуется значительно большей поддержкой на территории бывшей ГДР и в земле Саар (родина одного из основателей партии, известного в прошлом социал-демократа Оскара Лафонтена). А в землях Бранденбург и Саксония-Анхальт партия получила в свое время даже относительное большинство голосов – 28,5 и 32,4% соответственно.

Однако сегодня «Левые» столкнулись с серьезнейшей проблемой поиска оригинального профиля. Немецкое агентство n-tv даже пишет о «страхе, охватившем партию». Дело в том, что партия не может найти понятную избирателям и политически грамотную позицию в наиболее болезненной сейчас для Германии (да и для Европы в целом) проблеме беженцев. Рейтинг партии пусть понемногу, но постоянно падает и сейчас за нее на федеральном уровне готовы  проголосовать около 10% избирателей.

Как отмечает n-tv, вряд ли на беженцах «Левые» смогут набрать дополнительные голоса. Скорее наоборот, от них уходят сторонники и уходят они как раз к правопопулистской партии «Альтернатива для Германии». Особенно отчетливо эта тенденция наблюдается на территории бывшей ГДР и среди традиционных избирателей этой партии – представителей рабочего класса и безработных.

Понятно, что беженцы не только отбирают у них рабочие места, но и сокращают их пособия и социальные льготы, поскольку бюджет не безграничен. Партийное же руководство «Левых» идеологически вряд ли может занимать иную позицию, кроме как позицию «открытых дверей». В этом плане нынешние «Левые» вряд ли отличаются от христианско-демократического канцлера Ангелы Меркель, которая традиционно является мишенью во всех политических баталиях.

Вот и съезд в Магдебурге обвинил именно Меркель в нынешнем сдвиге вправо политического ландшафта в Германии, хотя политика «Левых» в миграционном вопросе практически идентична политике канцлера. Попытка же одного из руководителей «Левых» Сары Вагенкнехт заикнуться о необходимости квотирования беженцев привела к тому, что на ее голову прямо на съезде обрушился торт с символичным коричневым кремом.

Не надо, конечно, полагать, что бывшая коммунистка Вагенкнехт вдруг перешла на праворадикальные позиции. Просто она делает выводы из неблагоприятных для «Левых» событий последних месяцев и пытается любыми путями удержать сторонников. Ведь после земельных выборов в марте в земле Саксония–Анхальт партия опустилась с первого на третье место (16,3%), уступив ХДС и «Альтернативе для Германии». Между тем до выборов «Левые» планировали даже стать в этой земле правящей партией и возглавить земельное правительство. Беженцы спутали им все карты. Последние опросы свидетельствуют, что в других землях Восточной Германии, в том числе в Бранденбурге, «Левые» уже уступают правым популистам.

Но выводы из неблагоприятных тенденций съезд «Левой партии» сделать не смог. Во главу своей стратегии руководители партии вновь поставили необходимость борьбы с праворадикальными и расистскими тенденциями. А случай с «кремовой атакой» на Сару Вагенкнехт было решено просто замолчать. Главной целью объявлена «Альтернатива для Германии» и правопопулистская Pegida.

В резолюции съезда содержатся также требования, направленные против договоренностей канцлера Ангелы Меркель с Турцией относительно сдерживания потока мигрантов. Хотя, отметим, эти договоренности представляют собой реальную и, наверное, единственную в складывающихся условиях попытку хоть как-то ограничить неконтролируемый миграционный приток в Европу. Думается, в данном случае для делегатов съезда в Магдебурге неприемлемой оказалась фигура самого турецкого президента.

Конечно, съезд принял в программу и традиционные требования о необходимости ограничения доходов богатых и призвал не экономить на пенсионерах, школьниках и больных. Но в условиях сытого немецкого общества потребления критиковать капитализм становится все труднее. Поэтому вряд ли эти традиционные левые лозунги сегодня привлекут немецких избирателей – у них другие заботы и они связаны прежде всего с неконтролируемым притоком беженцев в Германию и попытками их интеграции.

Создается впечатление, что немецкие «Левые» в силу именно своей идеологической зашоренности остаются на обочине политических процессов в Германии и в Европе. Ведь ответов на все актуальные сейчас вопросы, которая жизнь ставит перед Германией и ее гражданами, у «Левых», судя по всему, пока нет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
282
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
271
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
388
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
285

Другие новости