0
1091
Газета Антиквариат Интернет-версия

04.10.2002 00:00:00

Денег много - шедевров мало

Тэги: живопись, аукцион, шедевр


Когда на мировом художественном рынке появляются первоклассные произведения живописи, как это случилось на торгах в Париже и Лондоне прошедшим летом, то события развиваются по сценарию, превосходящему по своей фантастичности как самое пылкое воображение продавцов, так и трезвый, взвешенный расчет экспертов аукционных домов.

В первом случае картина Сони Делоне-Терк "Базар в Миньо" 1916 года, оцененная в 400-600 тыс. евро, была продана за 4 100 000, а с учетом комиссионных обошлась новому владельцу в одиннадцать раз дороже нижней оценки (4,4 млн. евро). Во втором - полотно "Избиение младенцев" Питера Пауля Рубенса 1609-1611 гг. с оценкой в 4-6 млн. фунтов стерлингов также было продано с более чем одиннадцатикратным превышением нижней оценки - за 49,5 млн. фунтов стерлингов (76,7 млн. долл.). Если вспомнить, что самое дорогое произведение художницы русского зарубежья, создательницы совместно со своим мужем французским художником Робертом Делоне орфизма и симультанизма, до последних торгов стоило всего 324 285 долл., а непревзойденного мэтра фламандского барокко, художника и дипломата - 3 063 500 ф. ст. у Сотбис в Нью-Йорке в 1998 г., то иного объяснения, кроме как вынесенное в заголовок, феномену летних торгов найти трудно. Если к этому добавить, что в первом и во втором случаях произведения появляются впервые на открытом рынке (на антикварном жаргоне: "fresh to the market"), происходят из частной коллекции, имеют провенанс, отслеживаемый почти до самого художника, находятся в отличном состоянии, являются знаковыми произведениями для своего времени (одно - шедевр барокко, другое символизирует переход от фигуративной к абстрактной живописи), имеют вполне умеренные, реалистические каталожные оценки - то все составные элементы успешной продажи будут налицо.

При условии наличия интереса у потенциальных покупателей. А интерес у них был - как у антикваров, так и у музеев и частных коллекционеров. Причем такого уровня, что многие потенциальные покупатели выбыли из игры, не успев сделать своего предложения, ограничившись ролью наблюдателей.

Что же произошло 14 июня в Париже и примерно месяц спустя, 10 июля, в Лондоне?

*

Объединение трех парижских комиссар-призеров "Calmels-Chambre-Cohen" (ССС) было создано еще до реформы французского аукционного рынка 2001 года. И было одним из первых, получивших лицензию на проведение публичных торгов в соответствии с новым законом. Хотя на аукционах ССС можно увидеть все - от мебели до ювелирных украшений, аукционы "Art Modernе et Contemporain", регулярно проводящиеся несколько раз в год, пользуются наибольшей известностью у коллекционеров искусства, преимущественно живописи ХХ века. Неудивительно поэтому, что владельцы "Базара в Миньо", решив расстаться с картиной, приобретенной у художницы в 1920 году, обратились к объединению ССС, которое, основываясь на результатах предыдущих продаж, отражавших интерес рынка к работам художницы в не столь давнее время, оценило (достаточно консервативно) "Базар в Миньо" в 400-600 тыс. евро. Надо полагать, что владельцы готовы были расстаться с картиной за сумму 300 тыс., которая и была объявлена резервной ценой (ниже полотно не могло быть продано). Как указывалось в каталоге, где описанию и воспроизведению лота # 33 посвящено шесть (!) страниц, известно было, что художница написала "две окончательных версии" этой картины. Версия # 2 была подарена художницей и ее сыном Шарлем в 1963 г. Музею современного искусства и находится в настоящее время в Национальном музее современного искусства Центра Помпиду в Париже. Выставленная же на продажу версия # 1 была известна лишь узкому кругу любителей живописи, имевших возможность ее увидеть на трех выставках (1958, 1960 и 1995-1996 гг.) и по воспроизведениям в двух монографиях, посвященных творчеству Сони Делоне (1965, 1971 г.).

"Базар в Миньо" является одной из наиболее удачных иллюстраций сказанному художницей о том, что "┘таким образом связь со старой живописью окончательно разорвана: цвет освобожден, он не является более средством описания того или иного сюжета, он начинает жить своей собственной жизнью, сам становится сюжетом". Можно сказать, что данное высказывание является наиболее сконцентрированным выражением всего творчества французско-русской художницы, стоявшей у истоков одного из главных направлений развития живописи в XX веке.

Что, однако, не упоминалось в каталоге и что хотелось бы добавить в связи с сенсационной продажей 14 июня, так это то, что в 1988 г. картина с аналогичным названием ("Le Marche au Mihno"; х., бум., м.; 1916) и близких размеров (94х128,3) была продана на аукционе Сотбис в Нью-Йорке за 310 тыс. долл. при оценке в 200-250 тыс. Интересно также будет отметить, что библиография и примечания к лоту 425 были составлены экспертом по фамилии Cohen.

Торги, в которых в начале участвовали не менее шести покупателей (все - по телефону), начались с 300 тыс. и в течение нескольких мгновений достигли небывалой для произведений Сони Делоне-Терк отметки в 4 млн. 100 тыс. евро! От которых теперь и будет вестись отсчет при продаже ее картин как на аукционах, так и в галереях. Добавим в заключение, что на торгах у ССС продавались еще две работы художницы, а также полотна других художников - выходцев из России: два Шагала, один Ланской... Но это были те шедевры, которые чрезвычайно редко появляются на рынке. А когда появляются, приходится платить. И платить дорого, очень дорого. Как это случилось в Париже с работой русской художницы в июне и месяцем позже в Лондоне с "Избиением младенцев" Рубенса.

*

Месяц спустя в Лондоне в рамках традиционных торгов полотен старых мастеров ("Old Master Paintings, 14-18 сс.") Сотбис выставил на продажу коллекцию, которой не было равных за всю современную историю аукционных торгов. Топ-лотом коллекции должен был стать портрет молодой женщины Рембрандта, вынесенный на обложку каталога, который был оценен в 10-15 млн. ф. ст. Но не стал, так как не был продан. Генри Виндхам, президент Сотбис по Европе, проводивший торги, вынужден был снять его с продажи на уровне 8,8 млн. ф. ст.

Гораздо более скромно оцененный Рубенс - 4-6 млн. ф. ст., напротив, превзошел ожидания не только анонимного продавца из Австрии, в коллекции которого он находился с 1920 г., и экспертов Сотбис, разглядевших за 200-летней атрибуцией картины малоизвестному фламандскому живописцу Яну ван Хоке почерк великого фламандца, но и профессионалов антикварного рынка. Аукцион начался с 3 млн., а когда был достигнут уровень в 3,8 млн., по телефону поступило предложение сразу на 6 млн. На что ведущий аукцион Г.Виндхам ответил предложением в 12 млн. Начиная с этого уровня, увеличение ставки происходило по одному миллиону. До 25 млн. фунтов восемь покупателей сражались за Рубенса, причем четверо из них находились прямо в зале. После этого рубежа остались четыре телефонных участника и только один - в зале. Последний и приобрел в конечном счете картину для своего клиента за 49,5 млн. (76,6 млн. долл.).

В 1989 г. "Портрет герцога Козимо Медичи Понтормо" был приобретен американским Музеем П.Гетти за 35 млн. долл., что до 10 июля было самой высокой ценой, когда бы то ни было уплаченной за произведение старых мастеров (14-е место в списке самых дорогих картин из продававшихся на аукционах).

"Избиение младенцев" (дерево, масло; 142х182) побило все рекорды, за исключением двух - самых дорогих произведений живописи в мировой истории. "Портрет доктора Гаше" Ван Гога был продан Кристис за 82,5 млн. долл. и "Мулен де ла Галетт" Ренуара продана Сотбис, также в мае 1990 г., также в Нью-Йорке, тому же самому покупателю - японскому бизнесмену Р.Сайто - за 78,1 млн. долл. Картина Рубенса стала самой дорогой картиной и художника, и фламандской школы живописи, и старых мастеров вообще, и из всех когда бы то ни было продававшихся в Лондоне и Великобритании. С 14-го места живопись старых мастеров поднялась до немыслимой ранее высоты, заняв третью строку в мировой табели продаж картин. Благодаря этой продаже Сотбис установил свой собственный рекорд общей суммы продаж - 67,6 млн. фунтов (104,7 млн. долл.). Данная оценка стала рекордной суммой не только для аукциона картин старых мастеров, но и для аукционов живописи на Европейском континенте. И нельзя не согласиться с представителем фирмы, заявившим после аукциона, что "история свершалась у Сотбис вечером 10 июля 2002 г...". Соавтором же Сотбис стал, как говорят, известный коллекционер из Канады, прекрасно понимавший, что он покупает шедевр, какого при его жизни на рынке уже не будет, и то, что сколько бы ни было за него заплачено сегодня, никогда не будет много.

Так что лето 2002 г. вывело две категории аукционного рынка - живопись русских мастеров и живопись старых мастеров - на качественно новый уровень, который и будет теперь определять цены в этих категориях в будущем.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1427
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3702
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2085
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2358

Другие новости