0
756
Газета Антиквариат Интернет-версия

17.01.2003 00:00:00

Радуга над Женевским озером

Тэги: сотбис, коровин, берн


Произведения русских художников так же редки на швейцарском художественном рынке как, скажем, радуга на женевском небосклоне в начале января. А когда они появляются, то эффект производят такой же, как и радуга на зимнем небе: сразу же привлекают к себе внимание любителей русской живописи и надолго остаются в памяти. Не только благодаря своим художественным достоинствам, эстетическое наслаждение от которых можно получить и в музее, но и тем ценам, которые готовы за них платить и платят коллекционеры. И если раньше привилегия таких сюрпризов являлась монополией ведущего швейцарского аукционного дома Галерея Келлер, на торгах которого по меньшей мере раз в год появлялся Айвазовский (о чем "НГ" регулярно информировала своих читателей), то в конце 2002 года автором подобного сюрприза стал столичный аукционный дом Добьяшофски.

Основанный в 1923 году и специализирующийся на продаже произведений изобразительного искусства, бернский аукционный дом проводит свои наиболее престижные, длящиеся целую неделю торги дважды в год - весенние в начале мая и осенние - в начале ноября. На каждых выставляется на продажу 3-3,5 тысячи лотов! И найти среди них лоты русских авторов - задача не из легких. Ибо более чем 300-страничный на немецком языке каталог (цена 45 шв. фр.) в отличие от хорошо известных нашим читателям каталогов Сотбис и Доротеума, в которых сравнительно просто ориентироваться даже неискушенному любителю, состоит из двух частей: в первой (около 180 стр.) дается описание лотов; во второй - выборочно воспроизводятся (в цвете) описанные в первой части лоты. И лишь внимательное прочтение первой части каталога от начала до конца позволит вам при удачном стечении обстоятельств "выловить" лоты русского искусства. На протяжении последних лет у Добьяшофски регулярно появлялись работы русских мастеров, преимущественно в разделе графики (Ларионов, Гончарова, Лебедев, Шагал). В живописном же разделе - иногда полотна современных художников, самыми известными из которых были Рабин и Зверев. И единственным сюрпризом для собирателя в ходе продаж этих произведений являлось то, что их можно было приобрести по ценам значительно более низким, чем в галереях, и выгоднее, чем у Сотбис в Лондоне.

Сюрприз же ноябрьского аукциона был совершенно другого рода. Аналогичный рекордным продажам Айвазовского цюрихским домом Галерея Келлер. Но в бернском варианте это был не Айвазовский, пользующийся стабильным спросом у наших соотечественников, бывающих в Швейцарии, а Константин Коровин, живший, как известно, с 1923 года и до смерти в 1939 году в Париже. Картина "Porte de St-Denis bei Nacht" (х., м.; 81х65; лот 744) его кисти была оценена в 8 тыс. шв. фр,. или 5400 евро. Что было ненамного дороже оценки трех супрематических композиций, выполненных маслом на картоне размером в тетрадочный лист (30х21; лоты 735-737) кем-то из "круга Н.О. Коган" (1887-1942), как было сказано в каталоге. Две из них были оценены в 2700 шв. фр., а одна - в 2500 шв. фр. Последняя была продана за оценку, а из первых двух лишь одна нашла своего покупателя - за 2400 шв. фр. В отличие от них вид ночного Парижа Коровина после долгой борьбы был продан за 72 000 шв. фр. (48 980 евро!). Или в 9 раз выше каталожной оценки. Дороже были проданы лишь две картины. И обе - французских испанцев: Пикассо "Taureau dans l"arene" (пастель; 20х25; оценка 120 тыс. шв. фр.), украшавший обложку каталога и обреченный на успех (сюжет, провенанс, литература), был продан за 145 тысяч франков; и Мария Бланшар-Гутьеррес (1881-1932), "Portret eines Madchens" (пастель, бумага на холсте; 97,5х70; оценка 22 тыс. шв. фр.), проданная более чем в 4 раза выше каталожной оценки - за 96 тысяч.

В Берне также продавался Ланской, оцененный в 13 тыс. шв. фр. (лот 762), выполненный акварелью женский портрет кисти Терешковича с оценкой в 3 тыс. (лот 1011), которые в отличие от Коровина остались невостребованными.

За последние два года у Сотбис в Лондоне регулярно появлялся Коровин, из почти 30 работ которого только 4 были проданы дороже, чем лот, который был продан Добьяшофски в Берне 8 ноября 2002 года.

Что же касается радуги, упоминавшейся в начале статьи, то утром 1 января 2003 года женевские жители могли увидеть, впервые за предшествовавший месяц, солнце и над озером - радугу. Как бы символизирующую радужные перспективы художественного рынка Швейцарии в наступающем 2003 году. Ибо Швейцария с 625-миллионным (в евро) оборотом этого рынка в 2002 г. занимает пятую строчку в мировой табели о рангах, пропустив вперед только США (12,5 млрд. евро), Великобританию (6,8 млрд.), Францию (2 млрд.) и Германию (800 млн. евро).

Женева


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1454
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3757
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2111
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2382

Другие новости